На дне, или Под водой на ощупь

   
   

О том, как выглядит дно водоемов в Петербурге и окрестностях, знают только водолазы. И характеризуют увиденное одним словом: хлам. Под водой валяются не только всевозможные железяки, битое стекло и бетонные плиты, здесь покоятся и останки около 300 кораблей.

Нужна чистка

Мы вообще редко задумываемся о том, что скрывает гладь водоемов, как-то не до того. Для любителей подводного плаванья наши места непригодны - мелко и мутно, так что смотреть на мусор некому, и вспоминаем мы об экологии, только напоровшись пяткой на бутылочный осколок. Директор НПО "Шельф" Владимир Летучий утверждает, что чистить пора все озера и пруды, пока они не превратились в болота. Там уже сейчас ила по шею, плюс все тот же хлам. Более-менее чистых водоемов Владимир Алексеевич припомнил только два: в Сосновом Бору и некоторые места на Ладоге.

Недавно вот почистили и благоустроили пруд Ганнибала в поселке Суйда. Но когда тамошние пенсионеры узнали, что на это истрачено аж 700 тысяч рублей, кое-кто возмутился: и так жить невмоготу, а "эти" черт знает на что деньги тратят. "Чтобы понять, зачем надо чистить дно, стоит съездить в Финляндию и посмотреть тамошние озера, где в чистой воде плавают красивые рыбы", - говорит Владимир Летучий.

Но водолазы опускаются под воду не красотами любоваться, им там надо работать: прокладывать трубопроводы, строить мосты и причалы, искать и поднимать затонувшие суда. Приходится параллельно осваивать профессии сварщика, взрывника, строителя, кинооператора, ведь подводные съемки - сегодня обязательный элемент. А работать в мутной воде на ощупь среди хлама не только противно, но и опасно.

Да только ли в хламе дело! Вот тут как-то спустились в Неву. Мусора, к счастью, в ней мало - течение сильное, все уносит, зато опоры мостов внушают ужас. Некоторые развалились настолько, что в них образовались пещеры.

"Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца..."

Самое неприятное в работе водолаза - доставать утонувших. К сожалению, делать это приходится часто. Особенно много жертв собирает Вуокса с ее быстрым течением, порогами и водоворотами. Однажды там перевернулась лодка с двумя рыбаками. Их тела с трудом обнаружили в одной из ям на дне. Потом машина с моста упала - опять надо было прочесывать Вуоксу. Машину-то подняли сразу, а вот людей из нее выбросило и унесло течением. В Гатчине школьница свалилась в пруд, а там на дне металлолом, банки, ил - в общем, вылезти на сушу ей не удалось, опять водолазы поднимали только труп. Девятиклассница с плотины упала, и ее течением занесло под решетки водозабора. Там и в снаряжении-то, если страховочный трос оборвется, верная смерть, а тут - девчонка. Еле достали тело, чуть самих не затянуло.

Первый раз вынимать из воды покойника страшновато, но потом, увы, привыкаешь. Да и психологически водолазам немного легче, чем тем, кто на суше, ведь они словно изолированы от трупа скафандром, непосредственно до тела не дотрагиваются, тем же воздухом не дышат - свой есть в баллонах. Но все равно тяжело.

В поисках затонувших сокровищ

Гораздо веселее доставать из воды различные предметы. Недавно один егерь по пьянке новое ружье утопил. Пришлось ему раскошелиться на подводные поисковые работы, оружие все-таки. Зона поиска - 100 на 50 метров, видимость нулевая. И что думаете? На ощупь, но нашли! Кстати, час работы водолазной станции стоит около 50 долларов, а если требуется спецоперация, то цена удваивается. Поэтому, когда водолазов попросили отыскать золотое кольцо с бриллиантом, утонувшее в озере на Карельском перешейке, они сразу предупредили заказчика, "нового русского", что ему дешевле купить новое. К тому же точного места, где драгоценность свалилась с пальца, он показать не мог, так что искать следовало по всему озеру - иголку в стогу найти легче. "Браток" оказался упрям, и аквалангисты полезли в темную воду. На третий день, когда водолазам порядком надоело впустую перелопачивать метровую толщу ила, кольцо нашлось. Рядом с ним на дне лежали ржавый штык, бухта кабеля, ведро и банка из-под кальмаров.

Но это все мелочи. Тут вот на Свири сухогруз затонул с 20-тонными металлическими катушками. Была разработана целая операция по их подъему. А когда груз, наконец, сняли, судно всплыло само.

Такая работа для водолазов гораздо интереснее и приятнее, чем вытаскивание из воды трупов. Да и выгоднее. Ведь за подъем утопленников денег они не берут - рука не поднимается.

Смотрите также: