Контроль над трансгенами лишь на бумаге

   
   

В июле исполнилось три года Постановлению об обязательной маркировке генетически модифицированной продукции. Однако, как обычно, оно практически не выполняется, хотя о необходимости этого говорят и сторонники, и противники трансгенных продуктов.

Людмила Лутова, доктор биологических наук, профессор кафедры генетики и селекции СПбГУ, заведующая лабораторией генной и клеточной инженерии растений:

"Я разделяю точку зрения о безвредности генетически модифицированных продуктов для здоровья человека. Вред от таких продуктов ничтожен по сравнению с тем, сколько благ это несет человечеству в плане получения высоких урожаев.

Нельзя все трансгенные растения смешивать в одну кучу, потому что переносить гены можно самые разные. Например, чтобы получить самые устойчивые к транспортировке томаты, берется тот же самый растительный ген и переворачивается на 180 градусов. При этом с генетической информацией ничего не происходит. Другое дело, когда растение получает чужеродные гены, например - рыб. Сейчас с их помощью получают растения, устойчивые к холодам и заморозкам. Но человек с аллергией на рыбные продукты должен знать об этих трансгенах. Вот почему так важна соответствующая маркировка.

Продукты, содержащие генетически измененные компоненты, мы уже едим почти десять лет. Бояться трансгенов не стоит, важно лишь грамотно с ними работать".

Герман Королев, кандидат биологических наук: "До сих пор досконально не изучено влияние трансгенных растений на здоровье человека. Сейчас активно ведутся опыты на животных, и их результаты пока особенно не обнадеживают. Английский ученый Арпад Позстай проводил исследования на группе из 100 лабораторных крыс. Так вот, крысы, питавшиеся модифицированным картофелем, имели явные отклонения в развитии. Ученый опубликовал свою работу, и испуганные его данными британские парламентарии призвали к введению полного запрета на модифицированные продукты, а корпорации, вкладывающие деньги в развитие генной инженерии, сделали все для дискредитации ученого и в итоге добились своего - исследователь лишился рабочего места.

Установить, является продукция генетически модифицированной или нет, довольно проблематично из-за нехватки специальных лабораторий и дороговизны анализов. Сегодня никто не может дать гарантии того, что генетически модифицированные ингредиенты не содержатся в импортируемых продуктах".

Елена Шумакова, санитарный врач Госсанэпиднадзора Санкт-Петербурга:

"Мы обследуем предприятия, использующие в качестве сырья соевые продукты. На девяти мясоперерабатывающих предприятиях Петербурга используются продукты генетически модифицированной сои. При проверке производственной цепочки ООО "Глория плюс" выявлено использование модифицированных компонентов, количество которых превышает 5% от общего содержания. Выпуск продукции запретили из-за отсутствия маркировки на упаковке, а на руководство наложены штрафные санкции. Составлен реестр предприятий, выпускающих продукты с трансгенами".

Наши законодатели тоже озаботились проблемой трансгенов. С 01.10.02 в РФ вступает в силу закон о государственной регистрации генетически модифицированной продукции. В соответствии с ним Россия может импортировать только официально зарегистрированные в стране продукты.

Справка "АиФ"

Маркировка, предупреждающая покупателя о том, что продукт генетически модифицирован, состоит из трех строчек. Первая строчка означает, что сам продукт содержит измененный ген. Вторая - что товар произведен из трансгенного продукта (например, чипсы из генетически модифицированного картофеля). Третья - изменен только один из компонентов. Однако по российским правилам такую этикетку получат не все трансгенные продукты, а лишь те, в которых содержание генетически модифицированного компонента превышает 5%.

Смотрите также: