Спасатели, не нужные городу

   
   

В телефонных справочниках в разделе "Куда звонить в экстренных случаях", помимо телефонов "Скорой помощи", милиции, пожарных и МЧС, есть еще один - Региональной службы спасения. Сотрудники этой негосударственной некоммерческой службы (представителя Международной конфедерации служб спасения) за день выезжают в среднем на двадцать вызовов. За неполных четыре года работы в Питере они спасли более пяти тысяч человеческих жизней.

Сплошная бытовуха

В службе работает сорок человек. Среди них есть и медики, способные оказать необходимую помощь, и психологи, готовые беседовать с человеком, вздумавшим расстаться с жизнью и стоящим на краю карниза. Такие случаи в практике службы были. Часто сотрудников РСС вызывают милиция, "скорая" и "Ленгаз".

Но львиная доля вызовов - вскрытие замков и дверей. Кто-то защелкнулся, кто-то несколько дней не открывает: Короче, рутинная "бытовуха". В этом мне пришлось убедиться, проведя один день вместе со спасателями службы.

Первый вызов. Мужчина не открывает дверь, люди беспокоятся, не случилось ли чего. Приезжаем. Дверь железная, так просто не открыть. Лучше - через окно. Поднимаемся этажом выше, просим женщину впустить, чтобы спуститься с балкона. Но соседка чего-то вдруг испугалась и не пускает внутрь. Приходится лезть через крышу. В это время вызывают участкового. "Жив!" - говорит спасатель, открывая нам дверь изнутри. Оказалось, дедушке стало плохо, он упал, а подняться не смог, пролежал четырнадцать часов. Спасатели перекладывают старика на кровать и вызывают "скорую". Дожидаются врачей, и экипаж выезжает на новый вызов.

Женщина пошла выносить мусор, захлопнула дверь, а ключ забыла. "Приезжайте скорее, у меня там на газовой плите суп варится! Не дай бог, зальет огонь!". И снова дверь железная, снова спасатели просят жильцов выше, и снова те оказываются несознательными! Сотрудникам службы спасения опять приходится показывать свое альпинистское мастерство. Спасатель открывает форточку, ловко вваливается через нее в квартиру (к счастью, ничего страшного не произошло) и впускает счастливую хозяйку.

Что меня больше всего удивило, так это то, что сотрудники службы не выбивают стекла в окнах, а в считанные секунды открывают любую форточку. "Это наш стиль, - с гордостью говорят они. - Зачем людям причинять вред, если мы можем и так все сделать как надо? А форточка - это ерунда, семечки. Вот наше последнее "ноу-хау" - стеклопакеты. Их мы тоже вскрываем, не разбивая стекла".

Какие вызовы платные, какие нет, зависит от ситуации. Но есть четкие правила. Никогда не брать денег со стариков, с инвалидов или малоимущих. Если есть хоть малейшая угроза для жизни и здоровья граждан, работают бесплатно. А вот если кто-то спьяну забыл ключи от квартиры, это уже другое дело. Или если кошка сбежала и забралась на дерево - весьма распространенный, кстати, случай. В итоге получается примерно так: на один платный вызов приходится три-четыре бесплатных.

"Вас сюда не звали"

Куда идут эти деньги? На бензин, на ремонт автомобилей, на веревки, которые быстро изнашиваются. На зарплату, которая в службе довольно низкая - две-две с половиной тысячи. По словам сотрудников РСС, прибыль от платных вызовов едва-едва покрывает расходы.

Вообще, ситуация в Региональной службе спасения довольно тяжелая, и так было все время, что существует служба. С одной стороны, это негосударственная организация, и надеяться на какую-то помощь трудно. С другой, именно РСС заняла в Питере нишу локальных, "бытовых" чрезвычайных ситуаций, и сотрудники службы каждый день работают в ситуациях, когда жизням людей угрожает беда.

Службе помогают некоторые депутаты ЗакСа, главы муниципальных образований. А вот администрация города за все четыре года работы не помогла Региональной службе спасения ни копейкой. Более того, несколько месяцев назад произошла довольно некрасивая ситуация, о которой нам рассказал начальник региональной службы спасения Леонид Букин:

- Когда рухнул дом на Двинской, мы сразу же приехали на место трагедии. Причем приехали раньше аварийно-спасательной службы МЧС, которая буквально в трех минутах езды от Двинской. Сразу же начали спасать людей, выводить их вместе с их пожитками. Из банка, который располагался в этом доме, вытаскивали сейфы с деньгами, помогали пожарным. При работе пришли в негодность спецоборудование и обмундирование наших ребят. Я направил письмо губернатору с просьбой возместить расходы (на сумму 102251 рубль). В ответ молчание. Только через три с половиной месяца вице-губернатор Анна Маркова удостоила нас ответом. В нем было сказано, что Главное управление по делам ГО и ЧС не привлекало нас к ликвидации чрезвычайной ситуации, что мы не зарегистрировались в оперативном штабе и что надеяться нам не на что. В общем, никто нас не звал.

Спасатели бывают разными...

Спустя несколько дней после трагедии приказом начальника Северо-Западного (не городского!) регионального центра МЧС Александра Ефремова восьмерым спасателям РСС была объявлена благодарность, еще шестерым вручили почетные грамоты, Букину - ценный подарок, часы. Как сказано в приказе, "за усердие и инициативу".

Вот такой парадокс. Федеральные структуры видят и ценят помощь спасателей, городское же управление МЧС вместе с администрацией не видят в упор и не ценят.

Если говорить о "помощи" города спасателям, необходимо упомянуть еще один факт. Два года назад Букин обратился к главе ТУ Василеостровского района с просьбой предоставить в аренду помещение на Морской набережной (площадью 1107 кв. м - сегодня РСС размещается в офисе, который в десять раз меньше). Однако из КУГИ ответили, что городская комиссия решила передать это помещение некоей Автономной некоммерческой организации "Служба спасения". На сегодняшний момент неизвестно ни об одном человеке, которого бы спасли сотрудники этой АНО. Ничего не известно и о самой организации, чем она занимается. Вывески на доме нет, офисы помещения сданы в субаренду. Вот уж действительно - одно название:

Но такие "спасатели", похоже, больше нужны городу.

Возвращение блудного попугая

Чтобы не заканчивать рассказ о РСС на такой печальной ноте, мы попросили заместителя начальника службы Дениса Садовского рассказать о забавных случаях, с которыми сталкивались спасатели.

- Как-то раз произошла совершенно невероятная история. Один мужик то ли кольнулся чем-то, то ли нанюхался - не важно. Важно то, что он свой, прошу прощения, детородный орган засунул в батарею и не смог обратно вытащить. Начало опухать. Приехали, мужик орет, а мы еле-еле сдерживаемся от хохота. Ну, освободили мы его, конечно. Тем временем "скорая" приехала, тоже от смеха полегла. Потом врач осмотрел пациента и сказал, что если бы мы на час позже приехали, могло бы все плачевно кончиться. Кстати, когда мужик застрял, в квартире был его товарищ. Так он подумал, что приятель так шутит, и свалил. Пришел через некоторое время с девушкой, а в квартире крики, спасатели, "скорая". Девушка была очень удивлена...

- Денег не взяли с него?

- Нет, все-таки угроза для жизни и здоровья... Вот еще один смешной случай. Позвонил в службу парень. У него из форточки выпорхнул попугай и уселся на ветке дерева. А птица дорогая, хозяин говорил, несколько тысяч долларов стоит. Ну, мы полезли, пернатый сидит, даже не шелохнется. Подползли, накинули сетку. И тут птица, что называется, проснулась. Заметалась, выдала пару-тройку выражений "по фене", а затем так смачно обматерила спасателей, что те от неожиданности чуть с дерева не рухнули. А потом оказалось, что хозяин ходил вместе с попугаем в баню, где парился с дружками. Вот птица, видимо, и наслушалась взрослых разговоров.

- Обиделись?

- Мы? Нет. Это же он не со зла сказал, не подумавши...

Смотрите также: