Наш ответ московским мюзиклам

   
   

1, 2 и 22 февраля в музыкальном театре "Зазеркалье" состоится премьера оперы Гершвина "Порги и Бесс". Ну а месяц назад театр отметил пятнадцатилетие, на котором показал отрывки из спектакля. Как говорит режиссер-постановщик Александр Петров: "День рождения мы встретили трудовыми успехами, как хлопкоробы Узбекистана". В отрывках свои силы показали сразу два Порги и три Бесс. Все герои, а также ансамбль не гримировались "под негров", остались белыми. В Ленинграде 30 лет назад уже ставили эту американскую оперу, и тогда "угнетенный народ" воплощали со всей серьезностью соцреализма, лица и другие видные части тела были черными.

Цвет кожи и музыки

- Мы с дирижером Павлом Бубельниковым, музыкальным руководителем нашей постановки, участвовали в том спектакле "Порги и Бесс", в Малом оперном, - рассказывает Александр Петров. - Тогда главным дирижером был Юрий Темирканов, постановщиком Эмиль Пасынков, мой учитель, а мы с коллегой были вторыми дирижером и режиссером. Все исполнители, действительно, были вымазаны темным гримом, и была некая "Хижина дяди Тома", выглядело это для того времени даже экзотично, но какая-то неправда чувствовалась. Однако вокально-актерские работы были очень сильными.

Сейчас меня уже замучили вопросом, почему актеры не загримированы "под негров", я уже отвечаю штампом - а какой цвет кожи у этой музыки? Ведь ее исполняют во всем мире люди с разным цветом кожи, сама история любви безногого и блудницы могла произойти в любой стране, в любом месте, где есть танцплощадка, игра в кости, наркотики.

- Есть мнение, что негритянскую музыку белые не могут исполнять адекватно.

- Это ведь не просто народный спиричуэл, это высший оперный пилотаж, который под силу только профессионалам, там такие верхи, так они долго тянутся, нужно такое дыхание: А дуэты на уровне "Тоски" и "Турандот". Это очень непростой вокал, последние кишки вынимает из исполнителя.

- Не жалуются певцы, что им приходится еще и танцевать?

- Как они могут жаловаться, это же счастье - протанцевать такую музыку, пропустить ее через свою мускулатуру. Вот проблемы с языком были, мы ведь поем по-английски, некоторые просто заучивали, как попугаи. Танцы поставил питерский хореограф Олег Игнатьев, правда он работает больше в Сибири.

- А как в компании оказалась еще одна бывшая петербурженка Алла Коженкова?

- Мы с ней работали когда-то в МАЛЕГОТе, потом надолго пути разошлись, и встретились мы на банкете после "Золотой маски", которую наши вокалисты получили за "Богему". Вспомнили былое, и я сказал: "Аллочка, козочка, давай вместе сделаем "Порги и Бесс". И козочка согласилась.

- Можно считать "Порги и Бесс" нашим ответом московским мюзиклам?

- Ну, теперь, по результату, может даже и так, хотя вначале мы не задавались этой целью. Но наша история несколько иная, чем набрать с улицы дискотечных тинейджеров, дать им микрофоны, научить пританцовывать и выкрикивать: "Круто, я попал на МЕТРО!" У нас в опере тоже молодые - спектакль начинался как студенческая работа 4-го курса Театральной академии, четыре года профессионального образования - это что-то, ребята вживую поют шестиголосные спиричуэлы.

Как Суворов

- Александр Васильевич, вы - тезка Суворова и тоже управляете армией - артистами...

- Что-то от Суворова, конечно, есть. Во-первых, я тоже был на перевале Сен-Готард (улыбается). Ну а во-вторых, имя - это магическая история, я верю, что оно определяет ауру, биологию человека. Потом, я родился в год Быка, все-таки заложено умение быть застрельщиком, не просто тащить воз, а переть вперед.

- Как на жизни театра сказывается присутствие Мариинки?

- Только ленивый не сравнивает нас и Мариинку, это уже сплошное де жа вю! На самом деле ни у них, ни у нас нет желания соревноваться, просто оба театра, на своих совершенно разных уровнях, работают по высоким стандартам, поэтому мы и сравнимы. "Зазеркалье" получило немало "Золотых софитов" и "Золотых масок" и не раз выигрывало их у Мариинки.

Смотрите также: