Масленица славится блинами, гуляньями, катаниями с горки и еще кулачными боями. Стенка на стенку. Стеношный бой на Руси издавна пользовался особой популярностью. Померяться силушкой можно и сегодня. Несколько раз в год Петербургское общество любителей русского кулачного боя устраивает битвы стенка на стенку. Приглашаются все желающие.
Боевая пляска
Питерскую школу русского кулачного боя в середине прошлого века основал Вадим Грунтовский, соединив личный опыт довоенных уличных драк с навыками рукопашного боя, полученными во время службы в спецподразделении по ликвидации бендеровцев. Дело отца продолжил сын Андрей, который привнес в школу традиционную составляющую. Энтузиасты общества ездили в фольклорные экспедиции, общались со стариками, по крупицам собирали традиции русского кулачного боя. "В любой традиционной культуре рукопашный бой неотделим от народной песни, танца и даже детских игр, - говорит исполнительный директор Санкт-Петербургского общества любителей кулачного боя Роман Тихомиров. - Все вместе - это единая пластика движений, единое мировоззрение".
Поэтому и занятия по русскому кулачному бою не похожи на тренировки восточных единоборств. Все начинается с народной песни: солдатской, рекрутской или казачьей, призванной погрузить бойцов в особую атмосферу. Потом танец. Именно в народном танце, считают приверженцы русского кулачного боя, формируется пластика, техника движений рук и ног, постановка головы бойца. Не меньший кладезь основ боевого искусства - детские игры. Например, игра в "шапочки". Цель - сорвать с головы противника шапку и не потерять свою.
А в остальном рукопашная как рукопашная. Между прочим, элементы русского кулачного боя используются и в подготовке американского спецназа.
Пьяный только с виду
Сегодня в России существует несколько школ русского кулачного боя. В каждом регионе есть свои особенности. В Сибири бьются не так, как на Северо-Западе, а на юге сильны традиции казачества. Но все русские школы объединяет единая пластика движений, утверждает Роман Тихомиров. Если сравнивать с восточными боевыми искусствами, больше всего она похожа на китайскую "школу пьяницы".
В Твери особое внимание уделяют работе с палкой, там ее называют "треской". "Треска" обязательно делается из рябины. Боец должен сам выкопать в лесу дерево, ошкурить, обжечь, нанести орнамент. После каждого выигранного боя на "треску" наносят дополнительные узоры.
У питерских бойцов особых предпочтений нет. Они считают, что в рукопашной сгодится любой предмет. Поэтому работают и с оглоблей (палка длиной более 2 метров), и с дубиной (весом 10-15 килограммов), и с кистенем, и с серпом, и с топором. Но в основе все равно бой кулачный.
Побились и разошлись с миром
В русской традиции существует несколько типов обрядовых боев. "Сам на сам", "круговой бой", когда надо защищаться от группы нападающих, "свалка-сцеплялка", когда каждый сам за себя, а выигрывает тот, кто последним остался на ногах. Но главным всегда считался стеношный бой.
Традиция обрядовых боев сохранялась и в Советском Союзе. В пятидесятые годы они проходили в Воронежской области. "Только не надо путать обрядовые бои с пьяными драками, - говорит Роман Тихомиров. - Обрядовые бои проходили по определенным правилам, они менялись, но, например, бить лежачего и добивать противника нельзя было никогда. А участие в схватке пьяных полностью исключалось. В Питере большие стеношные бои в последний раз проходили в начале двадцатых годов прошлого века. Тогда на Масленицу в районе Охты сходилось до пяти тысяч человек с каждой стороны. Команды бойцам отдавались специальными сигналами при помощи барабанов и труб".
В начале девяностых годов традиция стеношных боев в Петербурге возродилась. Сегодня они проходят несколько раз в год в основном на православные праздники: Покров, Рождество, день святого Георгия Победоносца. И, конечно, на Масленицу.
9 марта в 13 часов любители русского кулачного боя сойдутся в парке "Екатерингоф". Участие в стеношном бою может принять любой желающий. Но трезвый. Выпить можно, по русскому обычаю, после боя. "Работать" разрешено только руками по боксерским правилам, поэтому у участников должны быть перчатки или накладки.
"В народной традиции масленичные бои проходили на неделе, - говорит Роман Тихомиров, - но прощеное воскресенье - тоже шикарное время для стеношного боя. Побились, обнялись, попросили друг у друга прощения - и разошлись без злобы. Праздновать дальше".
Смотрите также:
- В видеоблоге Дмитрия Медведева появилась новая запись, посвященная Великой отечественной войне →
- День почитания старости →
- Будни подвига →