За всю историю человечества по пальцам можно перечесть людей, именами которых названы массовые движения последователей: от Маркса пошли марксисты, от Ленина - ленинцы, от Стаханова - стахановцы, ну а в Петербурге в конце ХХ века от Мити Шагина - митьки. Последний пример уникален, так как увековечена не фамилия, а имя! Вообще-то "Митьком" его называл отец - художник Владимир Шагин. Но благодаря другому художнику, да еще и писателю Владимиру Шинкареву, воплотившему обаятельный характер в книге "Митьки", образ приобрел черты народного героя.
Персонаж типа Швейка
- Митя, все-таки насколько полно отразил Шинкарев ваш светлый образ?
- Безусловно, всего не описал, хотя все, что написано, - правда. Часто спрашивают: "А вот правда, что звоня в квартиру, где собралась непьющая компания, вы, пока хозяин идет открывать, успевали "винтом" влить в себя бутылку бормотухи? И на пороге стояли еще трезвым?" Да, действительный факт. В книге ничего не сфантазировано, просто очень зажигательно написано. Но когда интересуются: "Вы, митьки, до сих пор говорите: дык, оппаньки?" - меня это удивляет. Я себя по-другому воспринимаю не только по отношению к себе книжному, но даже и реальному: вот я толстый, а представляюсь себе утонченным, люблю японскую поэзию, фильмы Иоселиани, а по книжке можно подумать, что смотрю только "Белое солнце пустыни" и "Место встречи изменить нельзя". У Шинкарева выведен художественный образ, персонаж типа Швейка.
- А не появилось ли новых митьковских словечек?
- Круче уже ничего не придумать, но недавно опять вспомнили старое доброе "Место встречи" - из этого фильма митьки всегда черпали цитаты. У Шинкарева кто-то спросил, есть ли у него мобильный телефон. Володя процитировал ответ Груздева Жеглову, тот говорил: "Поймите, что у порядочного человека нет и не может быть ключа от квартиры жены, с которой он расстался". Шинкарев разъяснил, что у порядочного человека нет и не может быть мобильного телефона. Потом, через паузу: "А также пейджера, мейла, DVD".
- Что сейчас происходит с митьками?
- Часто мы слышим упреки. Первый: почему митьки не пьют? Я объясняю, что если бы продолжали, неизвестно, были бы живы. Но у нас не сухой закон, некоторые продолжают честно нести героическую вахту на шахте "Пьяная", до фингалов и белой горячки. Второй упрек: как только бросили пить, так стали неинтересны, что хорошего сделали за последние десять лет? Может, и нет такой славы, которая была на пике - в конце 80-х - начале 90-х, но теперь нас изучают, притом не только в институтах, но и в школах. Наверное, кого-то обижает, что классиками стали, но не все же портвейн пить и в ватниках ходить. Кстати, третий упрек - почему не в тельняшках? Отвечаю, что это все-таки парадная форма, символ, почему нужно все время быть одетым "по букве"? Еще говорят: митьки устарели. Я так не считаю, у нас много нового.
Удар от Церетели
- Сейчас по стране путешествует большая митьковская выставка, 42 картины, мы возобновили традиции передвижников. Начали с Вятки, потом был Ижевск, скоро - Хабаровск, а оттуда по Дальнему Востоку, Сибири, Уралу. Выставку принимают местные музеи, мы обычно приезжаем на открытие, и там получается братание, устраиваем чтения, просмотры фильмов. Кто еще из художников в наше время вот так приедет в глубинку?
- Растут ряды последователей?
- Да, причем в Белоруссии, в Минске и Витебске, они называются витьки, на Украине - дымытрики. Я увидел в Интернете, что в Екатеринбурге есть спортивная команда митьков. Не понял, правда, по какому виду, и, если учесть наш девиз "Митьки никого не хотят победить", настоящая митьковская команда - это которая всем проигрывает. Есть ли митьки в Москве? Конечно, это наш город - там есть Митьковский проезд в Сокольниках, станция метро "Митино". Там даже есть свой Флоренский, Вася, племянник нашего Александра и прямой правнук Павла Флоренского. На трехсотлетие москвичи послали нам ностальгический такой подарок, мы видели по ОРТ, что они на воздушный шар грузят портвейн и плавленые сырки. Жаль, шар до Питера не долетел.
Бывает, митьку в Москве и опасно: когда наш Володя Яшке впервые увидел в лучах восходящего солнца церетелевского Колумба - вы ведь знаете, что памятник Петру на самом деле - Колумбу? Церетели ему заменил башку и еще Андреевский флаг к каравелле приделал. Так вот, когда Яшке впервые увидел в лучах восходящего солнца этого Колумба-Петра, он от ужаса упал и сломал ногу.
Путь самурая
- Что в ваших личных творческих планах?
- Скоро в издательстве "Красный матрос" митька Михаила Сапеги выйдет переиздание моей книги стихов "Дык". Вообще-то у меня три книги стихов. Тот же Михаил Сапега выпускает серию "Про неизвестных героев", на очереди - про товарища Зырянова. Был такой кавалерийский командир, который в бою при озере Хасан зарубил 37 самураев. Тогда о нем даже сочинили народное сказание. Мы издадим его с моими иллюстрациями.
- Как же вы, митек, гуманист, любитель японской поэзии, будете рисовать гибель самураев?!
- Сложно, но как-то придется. Да ведь товарищ Зырянов родину защищал, а не бандитом был. Тут не жестокость, а героизм. Ну а путь самурая-то, известно, - путь к смерти. Что они на поле боя погибли, это их доблесть.
- Митьки не расстаются вот уже:
- Практически двадцать лет! Это небывалый срок, побиты все рекорды художественных сообществ. В "Гиннесса" надо заносить. Не произошло отторжения, что еще раз говорит о незлобивом характере митька.
Лучшее произведение
- Вся ваша семья - художники?
- Да, отец был, а с мамой, Натальей Жилиной, до сих пор вместе участвуем в выставках. Кстати, в издательстве "Митьки либрис" выпускаем книгу ее коротких рассказов-воспоминаний. Художницей стала и старшая из трех моих дочерей - Иоанна, мы дома называем ее Аней, она, как и я, закончила Среднюю художественную школу при академии - СХШ. Я Анечку туда сдуру отдал, потому что по радио рекламировали, мол СХШ закончили Михаил Шемякин и Митя Шагин. Вроде они ее с радостью приняли, но потом стали приходить из академии серьезные дяди и просто за фамилию сразу снижали оценки! Притом у Ани талантливые работы, потому что все их забрали в фонд СХШ.
- Считается, что сын за отца не ответчик, а дочь - получается - ответчик?
- Строго ответчик! Конечно. Ну а двум другим дочерям, надеюсь, не придется из-за меня страдать: средняя, Елизавета, изучает в университете историю искусств. Младшая, Анастасия, закончила школу, поступает на философский.
- Вы их воспитывали?
- Видимо, как-то воспитывал, потому что какими они выросли, мне нравится. Считаю, что лучшее произведение у меня - дети.
Смотрите также:
- Застывший интеллигент. Валерий Попов о том, зачем «сокрушать идолов» →
- Цвет борьбы. «Мрачные картины» Владимира Шинкарева →
- Судьба Золушки. Дина Рубина о возможности выбора →