Известный петербургский писатель Валерий Попов получил Государственную премию и награждён медалью имени Пушкина за заслуги в области современной литературы. В интервью «АиФ» он рассказал, почему не стоит завидовать Западу и как блогеры раскалывают общество.
Валерий Попов: Всю жизнь я насмехался над наградами, а теперь сам стал «как Брежнев», весь в регалиях, - комментирует лауреат. - Но кто-то верно сказал: «Если ты не был оппозиционером в молодости, значит у тебя нет совести. Но если ты не сделал карьеру к старости - значит у тебя нет ума». И не обязательно приспосабливаться к обстоятельствам, совсем наоборот! Вот у меня выходит собрание сочинений, и в первом томе опубликовал написанное только что. Этот «обратный ход времени» придумал, чтобы ошарашить читателя новым и дерзким, показать, что «тихим» не буду никогда. В книге - три повести в любовно-сатирическом жанре.
Душа - в гаджете
Елена Петрова, АиФ-Петербург: Как же соединяются любовь и сатира?
- Сатирой «проверяется» не только сам герой, но и его избранницы. Вначале он заявляет грустно, но слегка надменно: «Почему-то у меня в жизни не было ни одной женщины без высшего образования, как-то даже обидно». И вот мечты сбылись - влюбляется в женщину, олицетворяющую всё бескультурье и дикость нынешнего общества. Даже когда он приводит героиню в исторический ресторан в Париже, где бывали «великие», она не отрывается от гаджета, потому что происходящее на экранчике - важнее. Там у неё душа.
И оказывается, что современная жизнь больше соответствует ей - она уже и в «культурном обществе» со своими замашками и словечками имеет больший успех, чем он. Герой-то хотел её поднять до себя - но на самом деле она тащит его за собой. Такова, увы, роль интеллигенции в наши дни. Я люблю сокрушать идолов, а «гордо застывший интеллигент» - идол и есть. В современной жизни все уже разговаривают на сленге, обходятся междометиями, длинные обороты с деепричастиями не нужны.
Хотя вот иногда мне звонит один старый друг, и я, слыша его напыщенную речь, чувствую, что никакой информации не будет. Он просто красуется. Тогда откладываю трубку в сторону. Люди высокопарно и долго вещающие - почти пародийны.
- И интеллигентный человек - пародиен?
- Интеллигентом в прежнем, застывшем образе оставаться нельзя. Надо душой, мыслями, страданиями соответствовать жизни, быть с героями современности. «Орфей спускается в ад» - есть такое хорошее название, правда, не у меня.
В форме гротеска
- Столетие революции могло бы стать поводом для объединения общества?
- Я сейчас пишу повесть «Семья Поповых и революция». Начинается она с рассказа о деревенском детстве моего отца, который стал известным селекционером, профессором. Если бы революции не было, он, возможно, остался бы в деревне. Так ругать революцию или защищать? Есть третий путь: взять всё полезное из того, что происходит, и делать своё дело.
Ругать вообще у нас в крови. Даже в русской классике основная идея в том, что мир несправедлив и надо бороться. Потом эта борьба выродилась в злую поговорку: «В России есть только те, кто сажает, и кого сажают». Свою же задачу вижу в том, чтобы опровергнуть и доказать: нормальная жизнь возможна.
- А как же строки Некрасова: «Кто живёт без печали и гнева, тот не любит отчизны своей»?
- Мой гнев имеет форму гротеска. Начиная с первого рассказа, когда милиционеры съедают гору творога, в котором, по их мнению, прячется шпион. Моя задача - переработка реальности в сторону смешного, так жизнь более приемлема.
А когда брюзжат и ругают страну… это всё равно, что ругать земной шар, на котором мы появились и выросли такие, как есть. И скажу - мы в России не хуже других. У меня даже есть ощущение, что живём в лучшем месте. Запад нас действительно опережает, но теперь уже больше - по части ужасов и дискомфорта. Знакомый профессор из Франции купил квартиру в Петербурге - не нарадуется: внизу круглосуточный магазин, вокруг рестораны на любой вкус, вызываешь такси - приезжает через десять минут и ждёт у парадной. А в Париже, если ты опоздал к такси на пять минут, на счётчике уже 30 евро штрафа! Так что, может, не будем завидовать? «Жизнь удалась!» - название ранней моей книги, и только с таким слоганом можно жить плодотворно, а не разрушительно.
Карлики и гулливеры
- Так куда - на взгляд писателя - движется мир?
- Мне кажется, трагедия в том, что молодёжь воспринимает только материальный мир. И ничего кроме свитера, джинсов и компьютера им не надо. Ещё наблюдаю постоянную попытку найти проблему там, где её нет. Вот беседуешь с западным журналистом, чуть пожалуешься на жизнь, сразу печатают: «Душат писателей»! Рассказываешь о каком-то интересном литераторе, сразу вопрос: «Его преследуют, он в тюрьме?» Почему-то, по их понятиям, «настоящий» - только тот, кто в тюрьме или туда стремится.
И у нас, увы, выросло поколение блогеров, которое гонит всех на баррикады, ясное дело, виртуальные. Они даже пытаются «съесть» Русский ПЕН-центр, в котором состоят серьёзные писатели, действительно много сделавшие для свободы слова в нашей стране. Эти люди, сами не создающие ничего, сумели поссорить между собой замечательных людей.
Компьютерные проекты, чья настоящая цель - лишь увеличение количества «лайков», раскалывают наше общество. Даже самых умных и талантливых расставляют «по сторонам баррикады». Неужто эти карлики «повяжут» гулливеров?
- Вы создали книги о Довлатове, Лихачёве, Зощенко. О ком ещё хотелось бы рассказать?
- Есть идея, за которую меня грозятся побить даже родственники, - хочу написать про Кирова. Я люблю нарываться и не терплю, когда мне что-то навязывают как обязательное, бесспорное и окончательное. Подтверждать общепринятое - последнее дело для писателя. Как сказал мой любимый Оскар Уайльд: «Всё, что общеизвестно, - неверно». Литература без риска вырождается, лишь
дерзкая и безбоязненная может спасти человечество, гармонизировать жизнь.