Чем "Оскар" похож на "Гранатовый браслет"

   
   

В Гатчине с 24 февраля по 3 марта, уже в десятый раз, проходил российский фестиваль "Литература и кино". На первый взгляд - ну разве много у нас снимается экранизаций? Но каждый год программа собирается обширная. Вот и сейчас в конкурсе участвовало два десятка лент: художественных, документальных, анимационных, среди них те, которые уже завоевали известность. Так, фестиваль открыла картина Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел". Многие ее сцены были сняты в Гатчине, а всего в этом небольшом городке создавалось почти сто фильмов!

Ода фестивалю

Насчет взаимоотношений литературы и кино высказался даже Владимир Путин! В приветственной телеграмме фестивалю президент подчеркнул, что в России существует "традиция трепетного отношения к литературной первооснове фильма". Никита Михалков в качестве председателя Союза кинематографистов тоже телеграфировал: "Благодаря великой литературе не стареют картины, благодаря ей у нас так много киноклассики. Наша замечательная литература спасла наше кино в трудные времена во время спада кинопроизводства и кризиса драматургии. Как сказал один из классиков мирового кино, главное - это хороший сценарий, хороший сценарий и еще раз хороший сценарий. Затем - хорошее здоровье".

Гость Гатчины Марк Рудинштейн, создатель сразу нескольких российских фестивалей самого разного толка, снял перед гатчинским шляпу: "Это единственный фестиваль, который знает, что делает. Более того, это единственный в мире фестиваль экранизаций!"

Писатель Сергей Есин уже в десятый раз возглавляет жюри, он любит Гатчину за то, что "здесь реализовывается высокая народная идея - искусство и его основной ценитель находятся рядом".

Ну а самую красивую точку в воспевании фестиваля поставила Анастасия Волочкова (во внеконкурсной программе участвует российско-американский фильм "Черный принц" о Пушкине, в котором балерина дебютировала как киноактриса). Когда на торжественной церемонии открытия Анастасия вышла на сцену, по залу прокатилось восторженное "ах!". Мужчины долгом почитали припасть к ручке, а Анастасия проникновенно произнесла: "Я восхищена людьми, которые что-то создают - литературу, сценарии или кино. Хочется верить, что Господь всем людям, которых наделил талантом, пошлет светлые идеи".

Повести разных лет

У гатчинцев наступили горячие денечки - нужно не только успеть посмотреть фильмы в кинотеатре "Победа", поприсутствовать на творческих встречах и концертах, но и взять автографы у звезд! И хотя большинство восторженных почитательниц - дамы, вполне овладели этим искусством даже курсанты и военные, которых в Гатчине много. Вот насчет того, что же это за артист расписался - сложнее, потому что многих представителей советского кино молодые по именам не знают, ориентируются на "знакомое лицо". Зато ветераны попадали в цель: "Да это же Людмила Хитяева! А вон в шляпке Клара Лучко. Смотрите, Пилецкая". Замечательно, что многие актеры старшего поколения не просто приехали в гости, а представляли конкурсные картины, в которых снимались. Так, Наталья Аринбасарова (зрителям советской эпохи она запомнилась прежде всего по дебюту в "Первом учителе" Михалкова-Кончаловского) привезла казахскую ленту "Молитва Лейлы" о жизни аула, находившегося в эпицентре ядерных испытаний. "Я играю боевую такую тетушку, водителя грузовичка, любящую выпить, - рассказывает актриса. - Как отозвалась о работе моя подруга: "Ты меня просто опрокинула этой ролью, я тебя такой не представляла". Снимаюсь ли сейчас? Да, вот недавно снялась у сына, Егора Кончаловского, в телевизионном варианте "Антикиллера-2". Когда нет работы, не страдаю, у меня самая большая радость - быть с внучкой. А на фестиваль поехала с удовольствием, и уже начались приятные сюрпризы - встретилась с Юрой Клепиковым (сценарист, член жюри. - Е. П.), с которым знакома с юности, но не видела несколько десятилетий. Когда-то он у нас дома жил, ведь по его сценарию Андрон (Михалков-Кончаловский, в те времена муж Аринбасаровой. - Е. П.) снимал "Асю Клячину". Юра мне очень нравился, да он и не изменился, только поседел".

Трагедия и детектив

...Когда столичные гости прибыли в Петербург, прямо на перроне Московского вокзала скоропостижно скончался кинокритик, историк кино Мирон Черненко.

"Он умер на наших глазах, - рассказывает Оксана Мысина, - до последней минуты я держала его за руку, хотя до поездки не были знакомы..."

А вот гость фестиваля писатель Эдуард Лимонов (по его произведениям собирается снимать фильм Петр Буслов, режиссер "Бумера") Мирона Черненко знал. Впрочем, его смерть была вторым сильным впечатлением, потому что:

- Первое, что я увидел на перроне Московского вокзала, это двух сотрудников конторы. Какой? - Лимонов переглядывается с мощным молодым человеком, который не отходит от Эдуарда ни на шаг. - Ясно какой, ФСБ. Оно вело обычное наружное наблюдение. Как я их узнал? Уж скольких повидал! Я их чувствую, а вот верный признак: при твоем появлении они сразу же начинают смотреть в другую сторону. Мы с моим сотрудником Михаилом Николаевичем (кивок в сторону молодого человека) еще из вагона не вышли, а они уже нас разыскивали.

Ну а второе потрясение - прямо к моим ногам грохнулся Мирон Черненко. Лет сорок назад, когда я впервые приехал в Москву, пробавлялся там шитьем брюк. А он был приятелем моей первой жены, так я ему даже брюки шил из синего польского вельвета. Черненко ездил в Польшу по каким-то кинематографическим делам и там его купил. Остатками материала я обклеил свои тетради стихов. Это был один из моих первых знакомых в Москве, почему он должен был умереть, упав мне под ноги? Моего сотрудника Михаила Николаевича он чуть не сшиб.

Так я приехал на первый фестиваль в жизни. Хочу ли побродить по паркам? Ну, с такими делами, как у нас с Михаилом Николаевичем, это если удастся...

Поэзия и овсянка

Не у всех гостей "такие дела". Борис Щербаков рассказал, что в первый же день попросил повезти его по набоковским местам, потому что "задумываем серьезный спектакль по Набокову, нужно вдохновиться". Удалось. Член жюри Сергей Некрасов, директор Музея-квартиры Пушкина на Мойке, не первый раз в Гатчине: "Трудно ли найти общий язык членам жюри? Посмотрим. Но с Кларой Лучко сходимся во вкусах на завтраке: и ей, и мне нравится овсянка".

О том, кто получит высшую награду фестиваля - "Гранатовый браслет", станет известно в среду, когда наша газета уже выйдет из печати. А вот Американская киноакадемия уже вручила "Оскаров", и между прочим, лучшим стал "Возвращение короля", поставленный по роману Толкиена. "Оскар" тоже предпочитает экранизации?

Смотрите также: