На днях состоялась церемония вручения литературной премии "Национальный бестселлер". Ее лауреатом стал Виктор Пелевин за роман "Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда".
Лучшее из прошлого
...Хотя многие писатели и утверждают, что для творчества премии ничего не значат и что самые достойные так никогда и не бывают увенчаны лаврами, премии продолжают возникать и вручаться. Причем организаторы придумывают для них самые что ни на есть громкие названия. Пример тому - "Национальный бестселлер", учрежденный в Петербурге четыре года назад (в сокращенном варианте название звучит не так пафосно - "Нацбест"). Организаторы уверены, что "за четыре года "Нацбест" приобрел статус главной негосударственной литературной премии России, имеющей набольшее влияние на общество и отражающей последние тенденции русской литературы. Произведения, попадающие в шорт-листы, отражают духовную и интеллектуальную жизнь самых разных групп".
Так что если вы интересуетесь современной литературой, можете проверить, насколько "Нацбест" отразил вашу духовную или интеллектуальную жизнь (или наоборот - насколько вы чутки к "самому лучшему"). Первым лауреатом в двухтысячном году был Леонид Юзефович с книгой "Князь ветра", вторым - Александр Проханов с "Гексогеном", в прошлом году национальным бестселлером провозгласили "Головоломку" Александра Гарроса и Алексея Евдокимова. И, пожалуй, самое скандальное открытие "Нацбеста" - двадцатилетняя Ирина Денежкина с ее книгой "Дай мне!" Премию-то она не получила, но настолько лихо отразила в своих рассказах "жизнь современной молодежи" (в основном сексуальные приключения себя, любимой, и секс в пионерском лагере, обильно уснастив текст матом), что ее - уже в роли гуру - стали активно приглашать на телевидение, а книжку переводить на разные языки. Теперь за границей вслед за именем Достоевского произносят имя Денежкиной!
Сплошная мистификация
...На церемонии вручения лауреата Пелевина, живущего в Германии, конечно, не было, как и большинства из номинантов, и прежде всего Ильи Масодова (этого автора романа "Черти" вообще-то никто никогда не видел. Говорят, его и на свете нет, мол, литературная мистификация, фамилия составлена из слогов, взятых из фамилий Мамлеева, Сорокина и др.)
Не приехал и Валентин Распутин, номинированный за книгу "Дочь Ивана, мать Ивана". По словам вдохновителя и организатора "Нацбеста" Виктора Топорова, Распутин отказался от личного участия уже выйдя в финал, тем самым обеспечив книге дополнительную известность, а себе - некоторое денежное вознаграждение, а вообще в новой России он - абсолютный рекордсмен по наградам, имеет 16 престижных премий! Не удивительно, что не прибыл и Андрей Тургенев, выдвинутый за роман "Месяц Аркашон", ведь "в живых" такого писателя не существует, это литературный псевдоним известного критика Вячеслава Курицына (он также отсутствовал).
А присутствовали лишь автор "Крылатого дома" Вера Галактионова, вообще-то проживающая в российской глубинке, и известный в советское время киносценарист Александр Червинский, ныне гражданин США, выдвинутый за роман из российской жизни "Шишкин лес". Хоть Александр не получил премию и о своем настроении сказал: "Как всегда, плохое", но посчитал нужным все-таки уточнить причину: "Я же интеллигентный человек".
Почему он лучший?
За Пелевина было подано больше всего голосов членов жюри. Один из них - писатель Рубен Гальего, лауреат "Букера-2003", ныне проживающий в Мадриде, приехать по болезни не смог, но выразил мнение письменно: "Виктор Пелевин! Безусловно. Очень чистый и точный язык. Уверенность в себе и, главное, полное отсутствие страха перед текстом. Он не боится обвинения в штампах. Но самое главное - Пелевин не судит, он отражает внешний и внутренний человеческий мир, никого не обвиняя и не полемизируя. Книга описывает переходный период, ни больше и ни меньше".
Виктор Топоров продолжил мысль о переходном периоде, но уже в литературе: "Общая ситуация сейчас такова, что постмодернизм умер. Вся литература впала в состояние, когда все равны и непонятно, кто лучше. Поэтому наши номинанты могут показаться странной дикой компашкой. А о Пелевине скажу, что, как только вышла его книга, накатил вал рецензий одна другой хуже и разгромнее, и стало ясно, что какие-то премии он получит. Пелевинский "провал" стоит многих других успехов".
Итак, победитель назван, постмодернизм умер, что дальше? Оказывается, перспектива есть! Обладатели прошлогоднего "Нацбеста" Гаррос и Евдокимов рассказали, что сейчас пишут апокалиптический триллер "Серая слизь" (есть такой термин в области новых технологий). Так вот: мата и эпатажа, которые были в предыдущей книге, не будет!
Смотрите также:
- Победитель «Нацбеста» Ксения Букша: «В шорт-листах бывают хорошие книжки» →
- «Чудовищная ошибка»: переживет ли «ТЭФИ» череду скандалов? →
- "Пляски"... дневные и ночные →