Книга Ксении Букши «Завод “Свобода”» стала заметным событием в литературном мире России. 31-летней петербургской писательнице удалось реанимировать жанр производственного романа и, по мнению критиков, довольно точно воссоздать советскую пролетарскую атмосферу, с которой она лично никогда не сталкивалась в силу возраста.
«Завод “Свобода”» в числе шести других произведений вышел в финал премии «Национальный бестселлер», итоги которого объявили 1 июня в гостинице «Астория». При голосовании книга Букши набрала одинаковое количество баллов с «Теллурией» Владимира Сорокина, а решающий голос председатель жюри Леонид Юзефович отдал за роман петербурженки. Кроме того, ранее произведение Букши включили в девятку финалистов «Большой книги» «за гуманистический посыл, прорастающий сквозь языковый эксперимент». В беседе с корреспондентом SPB.AIF.RU писательница рассказала о своем отношении к литературным премиям и творчеству коллег, а также о книге, которую считает лучшей из современных.
Елена Ляшенко, SPB.AIF.RU: - Поскольку мы говорим за пару дней до оглашения имен финалистов «Нацбеста», нельзя не спросить – считаете ли вы литературные премии полезными для кого-то кроме самих лауреатов?
Ксения Букша: - Я не разбираюсь в литературном процессе, поэтому могу говорить только с позиции заинтересованного читателя: нет, премии не помогают читателю ориентироваться в литературном мире и не отражают состояние литературного процесса в России. Хотя в шорт-листах попадаются хорошие книжки.
- Вы наверняка знакомы с творчеством своих соседей по шорт-листу «Нацбеста». Как вы оцениваете этот выбор жюри?
- (Владимира) Сорокина я номинировала сама, и всем советую прочитать «Теллурию» - это отличный роман. Я бы сказала, что это мощно и мрачно написанная фантазия, вещь в высшей степени искусная и тем самым захватывающая. Остальное, признаюсь, я не читала. (В финал вышли также «1993» Сергея Шаргунова, «Царь головы» Павла Крусанова, «Возвращение в Египет» Владимира Шарова и «Печатная машина» Марата Басырова – прим. SPB.AIF.RU)
- «Завод “Свобода”» называют возвращением к жанру производственного романа. Что вас подтолкнуло к выбору такой малопопулярной темы?
- Я участвовала в создании брендбука для одного из петербургских оборонных заводов. Пришлось взять много интервью у разных людей. Остался материал, не вошедший в этот самый брендбук. На его основе я и написала роман. Вообще же, когда я пишу, я выбираю не тему, а, в первую очередь, ощущение, атмосферу. Я, если можно так выразиться, беспредметный автор, мне «темы» не очень интересны.
- В одном из интервью вы говорили, что книга основана на фактическом материале – стало быть, у каждого героя есть прототип?
- Это не документальная книжка, а художественная. Да, многие герои узнаваемые, некоторые составлены из двух-трех. Есть и фрагменты живой прямой речи. Я поставила себе задачу: совместить собственное лирическое высказывание с правдой. Судя по всему, в какой-то мере мне это удалось.
- Считаете ли вы кого-то лидером современного литературного мира России?
- Я таких не знаю.
- За последние 10-15 лет тиражи «толстых» журналов вроде «Звезды» и «Невы» сократились в десять раз. Есть ли, по-вашему, у них будущее?
- Меня публиковали в толстых журналах дважды. Читаю иногда в интернет-изданиях толстых журналов отдельные публикации. Там тоже попадаются хорошие тексты. Про будущее ничего сказать не могу - наверное, у разных журналов оно разное.
- Можно ли сказать, что между стихами и прозой вы сделали выбор в пользу последней?
- Нет, стихи я тоже пишу все время.
- В одном из интервью Захар Прилепин сказал: «95% русских писателей получают за книгу от 50 до 100 тысяч рублей. Начальник любого районного ГАИ богаче самого известного писателя раза в три». Как вам удается совмещать творчество со, скажем так, бытом?
- К счастью, я быстро думаю и быстро все делаю. Успеваю и работать, и писать книжки, и заниматься семьей. Да, писатель-изобретатель (если можно так выразиться), цель которого лежит хотя бы отчасти вне разума, не должен думать о доходах от своего творчества, хотя и бесплатно отдавать свой труд не следует. За него надо обязательно брать вознаграждение, просто оно понимается не как главная цель, а как приятный побочный эффект. Коммерческий писатель или сценарист - другое дело.
- Какова, по-вашему, необходимость участия литератора в современном политическом процессе?
- На политические дискуссии я времени обычно не трачу, но если наступает жизненная необходимость и надо объяснить, почему я не могу участвовать в том или этом - обозначаю свою позицию. Я не публичная фигура, у меня нет резонансных заявлений, есть лишь собственная позиция по поводу происходящего, которую я обозначаю при надобности.
- Следите ли вы за рецензиями на свои произведения или книги коллег по цеху?
- Читаю их, когда мне кто-нибудь из знакомых присылает ссылку.