Сайменский канал: 50 лет в аренде

   
   

Есть в Ленинградской области единственное в своем роде гидротехническое сооружение - Сайменский канал. Он проходит по двум странам, по Финляндии (23 км) и России (20 км), возраст его около 150 лет, а вообще-то прокладывать начали в XV веке! Канал на 50 лет сдан в аренду Финляндии (договор закончится в 2013-м), поэтому обслуживают его финны, техническое оснащение первоклассное - все восемь шлюзов управляются из одной диспетчерской одним дежурным.

За бугром?

Для русского глаза удивительно даже то, как ухожены прилегающие к каналу территории, чистота идеальная, у шлюзов разбиты скверы с подстриженными газонами, цветами. Ощущение, что попал за границу, усиливается от того, что на шоссе нанесена финская желтая разметка, установлены финские знаки, встречаются надписи на финском.

Канал находится в погранзоне, посторонним вход и въезд воспрещены. Пограничники рассказывают курьезный случай, когда нарушитель, проникнув на территорию канала, решил, что он уже в Суоми.

Из пассажирских судов по каналу ходит финская "Карелия", курсирующая от Лаппенранты до Выборга и обратно. Россияне пассажирскую линию не организовали. Из глубин Суоми в море устремляются яхты, прочие частные плавсредства, оборудованные с таким комфортом, что рот раскроешь. Вот из шлюза выходит кораблик. У штурвала - пожилой финн, рядом супруга спортивного вида, на судне просматривается кухня, уютный холл, ну просто мини-квартира по европейскому стандарту. Российских судов такого класса что-то не видно.

Памятник дружбы

...Финны бережно хранят память о первостроителях канала. У одного из старых шлюзов стоит гранитный куб, на котором золотом выведены благодарственные слова барону фон Готтнеру. Еще один памятник символизирует советско-финскую дружбу, плавно перетекшую в российско-финскую. Сам канал - тоже памятник, у него есть старое русло, сохранилось несколько древних шлюзов, когда-то их было 28. Совсем скоро, 7 сентября, канал будет отмечать свой очередной, 148-й, день рождения. В ХIХ веке открытие было приурочено ко Дню коронации императора Александра II. Но в истории Выборга этот день связан и с трагическими событиями - сгорел Выборгский замок.

Можно пить

Транспортное значение канала усиливается с каждым годом. По нему идут грузовые суда разных стран, сорок процентов из них - российские. Они возят в основном лес, бумагу, картон, целлюлозу. Несмотря на активное судоходство, вода в канале чистая; как уверяют наши проверяющие, в принципе, ее можно пить! В канале водятся красная рыба, судак, даже угри.

Навигация продолжается десять месяцев (зимой - с помощью ледоколов), финны хотят сделать навигацию круглогодичной. До окончания срока аренды остается девять лет. Договор, конечно же, будет пересмотрен. Деньги за аренду мы получаем по нынешним временам смешные, около 300 тысяч евро. Что дальше будет - неизвестно, ну а пока на нашей территории существует красивый и экологически чистый кусочек Финляндии.

Смотрите также: