Примерное время чтения: 8 минут
163

Царским путем - от Выборга до Лаппеэнранты

Кстати, проделать такое путешествие по знаменитому Сайменскому каналу можно и на собственном плавсредстве.

В глубь веков

В начале минувшего столетия канал называли также «царским», поскольку со времён русско-шведского противостояния практически вся юго-восточная Финляндия от Котки до Савонлинны находилась под пристальным оком всех без исключения правителей Российской Империи. Да и первый пароход прошёл по каналу весьма символично 7 сентября 1856 года – в день коронации царя Александра II.

Хотя археологи уверяют, что робкие попытки соединить Сайменскую водную систему с Финским заливом предпринимались ещё в XV – XVI веках, преодолеть знаменитый карельский гранит и 76-метровый перепад высот между внутренним водоёмом и морем инженерам и конструкторам того времени оказалось не под силу.

Основные работы по строительству канала развернулись в 1845 – 56 гг., через тридцать лет после вхождения Финляндии в состав Российского государства.

Сайменская водная система для небольшой Суоми, по сути дела, является одним из важнейших транспортных перекрёстков и ей для дальнейшего развития центральной части страны был просто необходим выход к балтийским портам.

Первоначально в «царском канале», протяжённость которого составляла 58 км, построили 28 шлюзовых камер.

В конце XIX века по Сайме перевозилось уже до 70 000 тонн грузов, а от Выборга до Куопио перед революцией два раза в день даже ходил комфортабельный пароход. В двадцатые годы прошедшего столетия началось расширение канала в соответствии с новыми габаритными требованиями судов того времени, которые должны были заменить юркую, но мелкотонажную «сайменскую самоходную баржу».

После второй мировой канал уже никогда не именовался «царским» и был поделён между нашими странами практически поровну – 23 км отошли к России, а двадцать к Финляндии.

Официально судоходство здесь открыли 5 августа 1968 года, причём все водные пути и сооружения на канале находятся в оперативном управлении Финляндии, которая в мае нынешнего года подписала договор об его аренде вплоть до 2063 года.

Сейчас на пути между Балтикой и Саймой стоит 8 шлюзов, каждый длинною 85 и шириною 13,2 метра. Перепад между уровнями воды в них колеблется от 5,5 до 12,7 метров, а предельные габариты шлюзующихся судов не должны превышать длину 82,5 метра, ширину – 12,6 метра, при осадке не более 4,35 метра. Максимальная высота мачты с уровня воды – 24,5 метра.

В нынешнем столетии объём грузовых перевозок по Сайме превысил 2 млн тонн в год, в основном это сырьё и продукты переработки лесной и горнодобывающей промышленности. Ежегодно по каналу путешествует порядка 12 – 15 тысяч пассажиров и проходит около 1000 частных катеров и парусных яхт. Отрадно, что 20% от последней цифры составляют маломерные суда, идущие под российским флагом.

Что можно, что – нельзя

Для прохождения по каналу ваш катер обязательно должен иметь регистрационный номер, при этом необходимо как минимум за неделю подать письменную заявку в Управление Сайменского канала.

Но поскольку мы начинаем путь на Российской стороне, то, во-первых, следует оповестить о проходе Выборгский пограничный пункт (813 – 78 – 93 174). Таможенное оформление частных судов происходит на шлюзе Брусничное, а последний штампик в красную паспортину наши погранцы поставят на шлюзе Пялли - это пятый по счёту со стороны Балтики шлюз, крайний из тех, что находятся под российской юрисдикцией. Чуть выше Брусничного в случае необходимости можно и заночевать у оборудованного причала. Вверх по каналу оформление производится с 8 утра до 20 вечера, а вниз – круглосуточно.

Из прочих «нужнейших» бумажек идущим по воде следует иметь при себе как минимум 6 экземпляров «судовой роли» (список членов экипажа) на русском и английском языках. Паспортное и таможенное оформление с Финской стороны происходит у инспекционного причала в северной части озера Нуйамаа, две трети которого находятся на нашей территории.

На комфортабельном рейсовом теплоходе всего этого хитрющего ритуала знать не обязательно – вы проходите и паспортный и пограничный контроль в Выборге и сразу оказываетесь на суверенной финской «земле», а это - 45 метров германской постройки образца 1969 года.

Из Выборга теплоход отходит практически ежедневно с мая по сентябрь в 17.15 вечера. Для всех пассажиров, пересекающих финскую границу водным путём, также существуют строгие правила по ввозу алкоголя. Если вы следуете в Финляндию на срок, превышающий 72 часа, вам можно провести в сумках 4 литра неигристого вина и 16 литров пива, плюс 1 литр алкогольных жидкостей (более 22%) или два литра напитков (не более 22%).

Помнить об этом надо, ибо алкоголь у наших молчаливых соседей в одну кассу приравнен к наркотикам, а за излишки спиртного на борту можно враз лишиться шенгенской визы лет эдак на пять!

Кроме того, яхты и катера, идущие по каналу, должны быть оборудованы средствами связи: как минимум это УКВ радиостанция, где на 11 канале можно прослушивать информацию о Сайменском движении.

Меняем галсы

От довольно скромного Выборгского причала берёт курс на самый кончик полуострова Лоханиеми в Выборгском заливе, затем разворачивается практически на 180 градусов и идёт в бухту Защитная, уже входящую в систему Сайменского канала. Но вместе с лежащим чуть выше Новинским заливом это ещё общедоступные для рыбаков и водномоторников красоты, а вот от северной части этого залива, сразу за пунктом таможенного оформления Брусничное и начинается арендованная Финляндией территория.

Места вокруг живописнейшие, ведь каналом соединены несколько лесных озёр – Малое Цветочное, Большое Цветочное, Большое Илистое и Нуйямаярви. На берегу последнего, наверное, метрах в пятидесяти от канала как раз таки и разбиты две шатровые палатки с бревенчатой пристройкой. Тут–то и расположился бдительный семейный дозор российских пограничников.

К сожалению, простому жителю Выборгского района сюда ни ногой. Ведь при проходе по арендованной части канала остановки разрешены лишь в экстренных ситуациях. Всё поразительным образом меняется с пересечением практически виртуальной границы, проходящей по последнему озеру, где уже прямо у пограничного поста Нуйама, безо всяких разрешений и ограничений, что россиянин, что финн или американец может свободно искупаться или половить на дорожку рыбу.

Неизвестная Лаппеэнранта

Сам город был основан на южной оконечности озера Сайма – четвёртым по величине в Европе. Общая площадь озера 4448 кв.км, протяжённость береговой линии 14200 км, тут насчитывается почти 14 000 островов.

Протяжённость пригодных для судоходства маршрутов из Лаппеэнранты до обеих крайних точек озёрной системы – 500 км. Фарватеры проложены на 3000 км. Понятно, что с такими цифрами и расстояниями есть, где разгуляться и отдохнуть. Что, кстати, с успехом и делают многие российские туристы, приезжающие на Сайму вместе со свом катером или яхтой.

Город был местом ожесточённых боёв между Швецией и Россией, но, начиная с 1741 года, над исторической крепостью развевался только наш триколор. Территория крепости расположена прямо над мариной и сейчас здесь действует несколько музеев, сувенирных магазинчиков и пять или шесть достойных гастрономических заведений.

Говорят, что многие крепостные здания сохранились тут нетронутыми с Суворовских времён, который лично отвечал перед Екатериной Великой за обустройство западной границы империи.

И ныне в крепости действует здесь и очень опрятный православный приход – Покровский храм, где на куполах до сих пор звонят колокола, перелитые в 1905 году на заводе Орлова в Санкт–Петербурге.

В здешнем музее южной Карелии до конца августа текущего года действует весьма познавательная и хорошо подобранная выставка, посвящённая Императрице Марии Фёдоровне, жене Александра III, урождённой датской принцессе Дагмар.

Царь–освободитель любил южную Финляндию, где неоднократно отдыхал и ловил рыбу возле своей дачи у порогов Лангенкоски на речке Кюми. Именно в Финляндии он произнёс свою знаменитую фразу – «Европа подождёт, пока русский царь рыбу ловит».

Много воды утекло с той поры, но теперь уже моим соотечественникам приходится учиться у жителей Суоми как сохранять леса и озёра, обустраивать марины и развивать цивилизованный туризм.

И Лаппеэнранта лучший тому пример.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах