Всё началось с подготовки к возвращению домой знаменитого крейсера «Аврора». Как известно, флагман с осени 2014-го года ремонтируется на Морском заводе в Кронштадте. Тогда место своей вечной стоянки корабль покинул впервые за 30 лет. Проход «Авроры» по Неве в ремонтные доки стал событием для города. Она торжественно «шла» в сопровождении эскорта из других судов, а тысячи петербуржцев и гостей Северной столицы, высыпавших на набережные, приветствовали крейсер. Сейчас масштабные работы идут к завершению, и 16 июля 2016 года «корабль № 1» ВМФ России должен занять своё место на Петровской набережной Петербурга. Дата важная не только с точки зрения возвращения на историческое место. Это срок окончания государственного контракта, его нарушение грозит серьёзными неустойками.
Однако возникли неожиданные сложности. Дело в том, что глубина Невы у Петроградской набережной составляет 6 метров, а осадка крейсера 6 метров и 20 сантиметров. Значит, дно реки придется углублять. К тому же, чтобы крейсер вновь встал у Петроградской набережной, нужно успеть проложить путь судну в илистой Большой Невке. Специалисты утверждают, что с учётом запаса необходимо преодолеть не менее 8 метров, изъять около 45 тысяч кубов ила и грунта. И здесь нет мелочей. Так, например, надо заранее определить класс вынимаемого грунта, потому что от этого зависит, куда и в каких количествах его будут утилизировать.
«Всё это требуется для фиксации и безопасной стоянки крейсера,- объясняет Игорь Курдин, председатель клуба подводников Санкт-Петербурга, ответственный секретарь попечительского совета «Авроры». - Ведь её будут держать 4 бетонных якоря каждый весом по 100 тонн, швартовые бочки и специальные цепи. Всё нужно сделать фундаментально, иначе корабль может сесть на мель или даже опрокинуться».
Зеленый свет для корюшки
И здесь начинается самое интересное. Выяснилось, что в это же самое время к родным невским берегам устремится корюшка. Здесь она веками нерестится на песчаных отмелях и идёт хорошо проверенным маршрутом. Причём пик нереста как раз в апреле. Экологи это знают и чтобы обеспечить рыбке «зелёный свет» и не мешать с потомством, по федеральному законодательству до 15 июня запрещены любые дноуглубительные работы. Они возможны только в период навигации. А если всё-таки проводятся в нелимитированное время, необходимо возмещать ущерб. Ситуация усугубляется тем, что, по прогнозам Росрыболовства, в 2016 году в Неву на нерест придет много рыбы. Только в Финском заливе планируют выловить свыше 500 тонн. Этим грандиозным планам и могут помешать работы, связанные с возвращением «Авроры». Поэтому Росрыболовство высказалось резко против двухмесячных работ, которые планировали начать с 15 апреля. К тому же, опасаются учёные, может быть испорчена кормовая база. Ведь та же корюшка, или сиг с окунем растут практически в родовых местах.
«Во время работ по углублению дна будет распространяться пятно мутности. Превышено число взвешенных частиц, утрачен кислород, слой зообентоса и зоофитопланктона, - предупреждает руководитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Денис Беляев.- Из-за так называемых грунтовых взвесей икринки просто задохнутся».
«Ни о каком ущербе природе речи не идет,- парирует начальник Управления культуры Минобороны Антон Губанков.- Речь о дополнительных согласованиях и регламенте, который будет соблюден. В любом случае дноуглубительные работы проведем, иначе просто не сможем поставить «Аврору» на место».
Дефицитный «огурец»
Но то, что пойдёт корюшка, было известно давно. Как и то, что она не любит вмешательства в свою жизнь, а любое строительство отрицательно сказывается на её популяции. Это хорошо прочувствовали на себе петербуржцы во время строительства грандиозного комплекса защитных сооружений. Тогда, в период с 1979 по 2011 год, ежегодный улов корюшки сократился в 30 раз. Это подтверждали данные Росрыболовства. Для горожан в те годы маленькая аппетитная рыбка, пахнущая огурцом, превратилась в настоящий дефицит. И понадобилось несколько лет, чтобы она снова стала приметой наступающей весны.
Сегодня ситуация сложнее. И символ революции должен вовремя занять место на набережной, и корюшка пройти к своим берегам. К тому же есть ещё один важный нюанс. Многие известные люди хотят, чтобы «Аврора» поучаствовала в параде на День Военно-Морского Флота России, который пройдёт 31 июля. Более того, в честь возвращения легенды в строй на парад собираются пригласить и главнокомандующего Владимира Путина. А значит, корабль должен быть в идеальном порядке. И хотя это всего лишь планы, не исключено, что уже вовсю идёт их реализация.
Так как же сделать, чтобы никто не пострадал? Эти вопросы сейчас в ускоренном темпе в Петербурге решают не менее десятка ведомств. Совещания проводятся едва не каждую неделю, но чёткого решения проблемы нет до сих пор.
Секретный проект?
«Меня поражает это засилие бюрократии,- не скрывает возмущения Игорь Курдин.- Я предупреждал ещё полгода тому назад, что можем не успеть с подготовкой места стоянки «Авроры». Сейчас Росрыболовство справедливо просит проект показывающий, где, что и как будет происходить. Такой документ должен быть согласован со всеми заинтересованными организациями, в том числе с экологами. Его взялось подготовить Министерство обороны, однако сейчас выясняется, что проект не могут предоставить… из-за секретности».
Город со своей стороны делает всё возможное, чтобы задача была решена. Так для провода специализированных судов, прокладывающих путь «Авроре», необходимо развести мосты. Власти Петербурга готовы взять эти расходы на себя и дать команду службам в любой момент. Также место стоянки «Авроры» на Петроградской стороне будет приведено в порядок и уже облагорожено новой подсветкой.
Конечно, в конечном счёте все решится. «Аврора» займёт своё законное место, да и положительная практика у Росрыболовства, как найти выход в подобной ситуации, имеется. Ведь в многочисленных реках и каналах Северной столицы то и дело что-то ремонтируют или строят, однако местная рыбка с прилавков пока не исчезает.