Примерное время чтения: 7 минут
3503

«Аврора» и корюшка. Возвращение крейсера может оставить Петербург без рыбы

Флагман с осени 2014-го года ремонтируется на Морском заводе в Кронштадте.
Флагман с осени 2014-го года ремонтируется на Морском заводе в Кронштадте. / Ирина Сергеенкова / АиФ

Всё началось с подготовки к возвращению домой знаменитого крейсера «Аврора». Как известно, флагман с осени 2014-го года ремонтируется на Морском заводе в Кронштадте. Тогда место своей вечной стоянки корабль покинул впервые за 30 лет. Проход «Авроры» по Неве в ремонтные доки стал событием для города. Она торжественно «шла» в сопровождении эскорта из других судов, а тысячи петербуржцев и гостей Северной столицы, высыпавших на набережные, приветствовали крейсер. Сейчас масштабные работы идут к завершению, и 16 июля 2016 года «корабль № 1» ВМФ России должен занять своё место на Петровской набережной Петербурга. Дата важная не только с точки зрения возвращения на историческое место. Это срок окончания государственного контракта, его нарушение грозит серьёзными неустойками.

Однако возникли неожиданные сложности. Дело в том, что глубина Невы  у Петроградской набережной составляет 6 метров, а осадка крейсера 6 метров и 20 сантиметров. Значит, дно реки придется углублять. К тому же, чтобы крейсер вновь встал у Петроградской набережной, нужно успеть проложить путь судну в илистой Большой Невке. Специалисты утверждают, что с учётом запаса необходимо преодолеть не менее 8 метров, изъять около 45 тысяч кубов ила и грунта. И здесь нет мелочей. Так, например, надо заранее определить класс вынимаемого грунта, потому что от этого зависит, куда и в каких количествах его будут утилизировать.  

«Всё это требуется для фиксации и безопасной стоянки крейсера,- объясняет Игорь Курдин, председатель клуба подводников Санкт-Петербурга, ответственный секретарь попечительского совета «Авроры». - Ведь её будут держать 4 бетонных якоря каждый весом по 100 тонн, швартовые бочки и специальные цепи. Всё нужно сделать фундаментально, иначе корабль может сесть на мель или даже опрокинуться».

Зеленый свет для корюшки

И здесь начинается самое интересное. Выяснилось, что в это же самое время к родным невским берегам устремится корюшка. Здесь она веками нерестится на песчаных отмелях и идёт хорошо проверенным маршрутом. Причём пик нереста как раз в апреле. Экологи это знают и чтобы обеспечить рыбке «зелёный свет» и не мешать с потомством, по федеральному законодательству до 15 июня запрещены любые дноуглубительные работы. Они возможны только в период навигации. А если всё-таки проводятся в нелимитированное время, необходимо возмещать ущерб. Ситуация усугубляется тем, что, по прогнозам Росрыболовства, в 2016 году в Неву на нерест придет много рыбы. Только в Финском заливе планируют выловить свыше 500 тонн. Этим грандиозным планам и могут помешать работы, связанные с возвращением «Авроры». Поэтому Росрыболовство высказалось резко против двухмесячных работ, которые планировали начать с 15 апреля. К тому же, опасаются учёные, может быть испорчена кормовая база. Ведь та же корюшка, или сиг с окунем растут практически в родовых местах.

«Во время работ по углублению дна будет распространяться пятно мутности. Превышено число взвешенных частиц, утрачен кислород, слой зообентоса и зоофитопланктона, - предупреждает руководитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Денис Беляев.- Из-за так называемых грунтовых взвесей икринки просто задохнутся».

«Ни о каком ущербе природе речи не идет,- парирует начальник Управления культуры Минобороны Антон Губанков.- Речь о дополнительных согласованиях и регламенте, который будет соблюден. В любом случае дноуглубительные работы проведем, иначе просто не сможем поставить «Аврору» на место».

Проход «Авроры» по Неве в ремонтные доки стал событием для города.
Проход «Авроры» по Неве в ремонтные доки стал событием для города. Фото: АиФ/ Ирина Сергеенкова

Дефицитный «огурец»

Но то, что пойдёт корюшка, было известно давно. Как и то, что она не любит вмешательства в свою жизнь, а любое строительство отрицательно сказывается на её популяции. Это хорошо прочувствовали на себе петербуржцы во время строительства грандиозного комплекса защитных сооружений. Тогда, в период с 1979 по 2011 год, ежегодный улов корюшки сократился в 30 раз. Это подтверждали данные Росрыболовства. Для горожан в те годы маленькая аппетитная рыбка, пахнущая огурцом, превратилась в настоящий дефицит. И понадобилось несколько лет, чтобы она снова стала приметой наступающей весны.

Сегодня ситуация сложнее. И символ революции должен вовремя занять место на набережной, и корюшка пройти к своим берегам. К тому же есть ещё один важный нюанс. Многие известные люди хотят, чтобы «Аврора» поучаствовала в параде на День Военно-Морского Флота России, который пройдёт 31 июля. Более того, в честь возвращения легенды в строй на парад собираются пригласить и главнокомандующего Владимира Путина. А значит, корабль должен быть в идеальном порядке. И хотя это всего лишь планы, не исключено, что уже вовсю идёт их реализация.

Так как же сделать, чтобы никто не пострадал? Эти вопросы сейчас в ускоренном темпе в Петербурге решают не менее десятка ведомств. Совещания проводятся едва не каждую неделю, но чёткого решения проблемы нет до сих пор.

Секретный проект?

«Меня поражает это засилие бюрократии,- не скрывает возмущения Игорь Курдин.- Я предупреждал ещё полгода тому назад, что можем не успеть с подготовкой места стоянки «Авроры». Сейчас Росрыболовство справедливо просит проект показывающий, где, что и как будет происходить. Такой документ должен быть согласован со всеми заинтересованными организациями, в том числе с экологами. Его взялось подготовить Министерство обороны, однако сейчас выясняется, что проект не могут предоставить… из-за секретности».

 16 июля 2016 года «корабль № 1» ВМФ России должен занять своё место на Петровской набережной Петербурга.
16 июля 2016 года «корабль № 1» ВМФ России должен занять своё место на Петровской набережной Петербурга. Фото: АиФ/ Ирина Сергеенкова

Город со своей стороны делает всё возможное, чтобы задача была решена. Так для провода специализированных судов, прокладывающих путь «Авроре», необходимо развести мосты. Власти Петербурга готовы взять эти расходы на себя и дать команду службам в любой момент. Также место стоянки «Авроры» на Петроградской стороне будет приведено в порядок и уже облагорожено новой подсветкой.

Конечно, в конечном счёте все решится. «Аврора» займёт своё законное место, да и положительная практика у Росрыболовства, как найти выход в подобной ситуации, имеется. Ведь в многочисленных реках и каналах Северной столицы то и дело что-то ремонтируют или строят, однако местная рыбка с прилавков пока не исчезает.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах