Подводные камни "льготной" реформы

   
   

Питерское правительство рассказало, как оно собирается поддержать городских инвалидов и ветеранов после вступления в действие закона РФ о монетизации льгот. В планах Смольного еще много неясного, однако первый неутешительный вывод сделать можно. С 2005 года льготников лишат бесплатного проезда в пригородных автобусах - город не намерен его компенсировать. Мрачные прогнозы депутата Думы Оксаны Дмитриевой (см. "АиФ-Петербург" N 32) начинают сбываться.

Накормить полмиллиона

Планами Смольного с журналистами делился председатель Комитета по труду и социальной защите населения Петербурга Владимир Дербин. По его словам, в северной столице сегодня проживает 1 миллион 349 тысяч льготников. Из них под действие нового закона не подпадает 540 тысяч петербуржцев. Ответственность за ветеранов труда, тружеников тыла и обычных пенсионеров и собирается взять на себя городское правительство.

Конкретных цифр, кто сколько получит от Смольного, Владимир Дербин не назвал. Пока есть только предварительные проработки. Надо дождаться, чтобы закон о монетизации подписал президент Владимир Путин. Ведь даже в окончательном тексте закона, принятого Думой в третьем чтении и утвержденного Советом Федерации, по мнению Дербина, встречаются явные нестыковки, огрехи. Кроме того, разработки смольнинского Комитета по труду и соцзащите не видела губернатор Валентина Матвиенко, вышедшая на днях из отпуска. С учетом ее замечаний проекты будут вынесены на утверждение городского правительства, как только Владимир Путин скажет последнее "да" монетизации.

Инвалиды

Чтобы питерские "льготники местного значения" не пострадали с 1 января 2005 года, средства на выплату компенсаций решено уже сейчас заложить в бюджет города на следующий год. Иными словами, Смольный решил не дожидаться, пока Законодательное собрание Санкт-Петербурга примет полторы с лишним сотни законов, переставших действовать на федеральном уровне. Порядок будет такой: Смольный сам придумает, как помочь 540 тысячам петербуржцев, а депутатам ЗакСа предложит утвердить так называемые контрольные цифры в законе о бюджете. Предполагаемый размер городских вы-плат Владимир Дербин не огласил. Заметил только, что суммы не превысят тех, что назначил федеральный бюджет "своим" льготникам - ветеранам войны и инвалидам.

Судьба инвалидов вызывает у главы Комитета по труду и соцзащите особую тревогу. Владимир Дербин обратил внимание на еще один подводный камень "льготной" реформы, о котором в прошлом номере наша газета не рассказывала. По новому закону, инвалиды будут делиться не по тяжести заболевания на I, II и III группы, а по степени ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТ). И получать денежные компенсации от государства тоже будут в соответствии с ОСТ: 1400, 1000 или 800 рублей (минус 450 рублей социального пакета). А если гражданин имеет любую группу инвалидности, но освидетельствования на предмет ограничения трудоспособности не прошел, ему полагается всего... 500 рублей в месяц. Или - после вычета соцпакета - 50.

"Неограниченных" инвалидов сегодня в Петербурге 368 тысяч человек. Если все они отправятся получать ОСТ, соответствующие мед-учреждения города окажутся парализованы. Дербин надеется, что до 5 сентября Министерство здравоохранения и социального развития РФ разработает специальный регламент для переосвидетельствования инвалидов. Но легкой жизни у них в любом случае не предвидится даже после освидетельствования. Ведь вместо одного государственного "окошка" инвалидам придется обращаться сразу в три. За денежной компенсацией - в Пенсионный фонд, за бесплатными лекарствами - в Фонд обязательного медицинского страхования, а за путевкой в санаторий - в Фонд социального страхования.

Вы чье, старичье?

Из самых важных льгот, которых лишились многие петербуржцы, Смольный решил компенсировать бесплатный проезд внутри города для всех льготников. Но - только своих. Пенсионерам, инвалидам и ветеранам из других городов России, и даже из Ленинградской области, с 1 января 2005 года на городском общественном транспорте придется платить.

Как будет реализовано "городское" право на бесплатный проезд, пока неизвестно. Не исключено, что город решит просто переводить деньги транспортникам, и тогда контролерам придется проверять у льготников прописку. Возможно, появятся специальные месячные проездные билеты, выдачу которых закрепят за одним из подразделений Смольного. Возможен и федеральный сценарий: питерским льготникам приплачивают каждый месяц определенную сумму, которая индексируется после повышения цен на проезд, а билеты и жетоны метро они покупают, как обычные пассажиры. На последнем варианте, по словам Владимира Дербина, настаивают транспортные предприятия.

А вот за автобус до дачи платить с будущего года придется всем без исключения. На вопрос "АиФ-Петербург", собирается ли город компенсировать льготникам бесплатный пригородный проезд, Владимир Дербин ответил отрицательно: "Все льготы по пригородным и междугородным перевозкам предусмотрены федеральным законодательством". А в 450 рублей соцпакета, напомним, входит только право бесплатного проезда на электричках. То есть бесплатный пригородный автобус отняли у всех категорий - и у "федеральных", и у "питерских" льготников.

Смотрите также: