Примерное время чтения: 6 минут
146

Монетизация "съела" потребительскую корзину

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 19/04/2006

О низком прожиточном минимуме, доступном жилье, зарплате бюджетников и грядущей стопроцентной оплате услуг ЖКХ мы беседуем с депутатом Законодательного собрания, председателем Комиссии по социальным вопросам Натальей ЕВДОКИМОВОЙ.

Жилье станет доступней?

- В стране объявлена национальная программа "Доступное жилье". Станет ли новая квартира действительно доступной для петербуржцев?

- Проблема жилья только начинает решаться в городе. Напомню, что очередь на социальные квартиры в Петербурге не движется с 1 октября 1979 года. В Москве, например, очередь на семь лет короче.

Но лед все же тронулся. С этого года в городе заработала программа предоставления жилья работникам бюджетной сферы. Действует программа ипотечного кредитования и программа "Молодежи - доступное жилье". То есть мы оказались самым подготовленным к старту национального проекта регионом.

- Но доступность декларирована только на бумаге. Например, для большинства молодежи участие в городской программе - непосильная финансовая задача:

- Действительно, еще недавно участие в молодежной программе позволяло приобрести квартиру по цене, немного ниже рыночной и зафиксированной на момент заключения договора. Никаких других льгот она не предоставляла. Теперь, включаясь в национальный проект, мы меняем правила игры. Самый тяжелый для молодежи первичный взнос на 10% будет оплачиваться из федерального бюджета. Еще 25-30% вносит город. Уже принято решение внести изменения в бюджет Петербурга на вторую половину этого года. Кроме того, сейчас мы прорабатываем вариант, по которому, если в молодой семье рождается ребенок, то за положенные ему по социальной норме метры жилья будет платить город.

Непроходные законы

- Адресная социальная помощь зависит от величины прожиточного минимума. Но сам этот минимум очень низок:

- Прожиточный минимум - это потребительская корзина плюс налоги и сборы. Я утверждаю, что закон Санкт-Петербурга "О потребительской корзине" нарушает как федеральное, так и городское законодательство. В этом законе записано, что проезд для пенсионеров в общественном транспорте бесплатен. На самом деле сегодня он стоит 250 рублей. Да, пенсионерам эту сумму доплачивают, но при этом она входит в их доход, как будто они стали на 250 рублей богаче! На самом деле они сразу тратят эти деньги на карточку. Приобретают услугу. Таким образом, их доход формально вырос, а потребительская корзина осталась неизменной. То же самое с оплатой телефона. В законе записано, что пенсионеры платят 50% тарифа, на самом деле телефон сегодня оплачивается полностью. Еще на 100 рублей доход виртуально увеличен. Прописанная в потребительской корзине социальная норма жилья на 4 квадратных метра меньше, чем установлена в региональном законе. Это еще 150 рублей. Таким образом, я утверждаю, что из-за Закона о монетизации потребительская корзина для пенсионеров стала на 500 рублей меньше, чем должна быть. А потом мы удивляемся, почему у пенсионеров такой низкий прожиточный минимум!

Я написала закон о внесении дополнений и изменений в закон "О потребительской корзине". Но губернатор наложила на него вето.

- Вы часто сталкиваетесь с губернаторским вето?

- К сожалению, да. Судите сами. В прошлом году губернатор внесла в ЗакС 60 законопроектов. Все они были приняты депутатами. С другой стороны, только 10% написанных депутатами законов прошли подпись губернатора. Тенденция удручающая. Если Анатолий Собчак пользовался правом вето в единичных случаях, Владимир Яковлев зарубал около 50% законов, то при Валентине Ивановне Смольный отклоняет 90% законопроектов депутатов.

Приведу еще один пример. Законодательным собранием был принят замечательный, на мой взгляд, закон "О координации действий государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных объединений в области защиты прав и законных интересов ребенка". У нас ведь полный раздрай в этой области. За ребенка отвечают и муниципалы, и Комитет социальной защиты, и Комитет по здравоохранению, и Комитет по образованию, и Комитет по молодежной политике, и ГУВД, и прокуратура: координация действий очень слабая. У семи нянек дитя без присмотра. Мы же прописали в законе, как им всем вместе работать на благо ребенка. Кроме того, нормами закона предложены различные формы устройства ребенка в семью: усыновление, опека, попечительство, приемная семья, патронатные воспитатели. Губернатор наложила на него вето, даже не внеся никаких поправок.

Детские пособия надо поднимать

- Новая система оплаты труда бюджетников ударила по сотрудникам детских садов. По новым расчетам они получают меньше, чем раньше:

- Трудно написать совершенный закон, да еще в ситуации жестких бюджетных ограничений. Но принципы, заложенные в этот закон, верны. Зарплата строится на базовом окладе и увеличивается на коэффициенты, зависящие от образования, стажа, специфики работы и так далее. Сотрудников детских садов мы действительно обидели, и это неправильно. Большинство из них имеют среднее специальное образование и, соответственно, самый низкий коэффициент. И при расчете заработной платы получилось, что она ниже, чем в прошлом году. Однако они не стали получать меньше, поскольку по закону зарплата не может быть ниже, чем в декабре 2005-го. Проблема в том, что в следующем году, когда для всех бюджетников зарплату проиндексируют, у воспитателей она может остаться прежней, а это уже системная ошибка. Сейчас мы ищем возможность исправить этот недостаток.

- С августа мы перейдем на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг. Что можно сделать, чтобы избежать социальной напряженности?

- Согласно новому Жилищному кодексу, предельная доля расходов на оплату жилья и коммунальных услуг не должна превышать 22% от совокупного дохода семьи. Мы предлагаем снизить в городе эту цифру до 12%. Соответствующий законопроект, который уже прошел два чтения, будет принят в ближайшее время.

Проблема в том, что из федерального законодательства убрано положение, по которому малоимущие платили за жилье по 50 рублей с человека. Но думаю, что порог в 12% эту проблему частично решает. Он защищает и тех, у кого доход ниже прожиточного минимума, и тех, у кого доход превышает прожиточный минимум на несколько десятков рублей.

- Будут ли повышаться детские пособия?

- Единовременные выплаты по рождению ребенка, которые получают все, и ежемесячные пособия для малоимущих на детей в возрасте до двух лет в Петербурге достаточно высокие. А вот пособия на школьников, думаю, надо увеличить как минимум в 2,5 раза. Надеюсь, что в этом году это удастся сделать.

Существует другая проблема. Сегодня детские деньги перечисляются на магнитные карты. В свое время это было целесообразно, в связи с инфляцией и дефолтами, но сегодня система устарела. Воспользоваться карточкой можно только в специальных магазинах, цены в которых зачастую выше, чем в обычном супермаркете. А если детей несколько, то на каждого выдается отдельная карточка, и объединить деньги для крупной покупки нельзя. Я уже несколько раз предлагала отменить магнитные карты и выдавать пособия наличными деньгами, но ни депутаты-"единоросы", ни губернатор с этим не согласны.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах