Колбасная улица против обувной

   
   

Как писали незабвенные Ильф и Петров, житель города N на свет рождается для того, чтобы постричься, побриться, освежиться одеколоном и умереть - поскольку парикмахерские и похоронные бюро в этом городке преобладали над всеми другими заведениями. В Петербурге, конечно, не так все запущено, но если, скажем, пройтись по Владимирскому проспекту, то кажется: здесь все торговцы озабочены только тем, чтобы обуть население. В прямом смысле обуть - на недлинном проспекте от Невского до Владимирской площади расположилось 15 обувных магазинов (считая и те бутики, где продается обувь), а 16-й - это огромный универмаг "Владимирский Пассаж". Один из магазинов исхитрился внедриться аж под крышу Театра имени Ленсовета. Обувное царство наблюдается и вокруг Заневской площади, и на Большом проспекте Петроградской стороны. Да мало ли еще обувных оазисов по Питеру!

До магазина - полкилометра

Спору нет - обувь народу нужна. Но не настолько, чтобы каждый петербуржец каждый день покупал бы по паре ботинок и туристы ехали бы к нам тоже только для обувного шопинга. Зато купить нормальной еды в центре порой не получается: продовольственные магазины, которые торгуют не только водкой и чипсами, в исторической части города, похоже, вымирают. Нормально ли это?

В Комитете по экономике, торговле и промышленной политике (КЭРППиТ) мнения разделились. Одна чиновница полагает, что так и должно быть: ведь есть на Западе "сырные улицы", "колбасные кварталы" - то есть на маленькой площади собраны разнообразные вариации одного и того же товара: сто видов макарон, триста видов туфель, пятьсот видов плюшек. Мол, тогда и потребителю выбрать легче, чтобы не мотаться по всему городу в поисках заветного товара.

А вот Мария Семенова, сотрудник пресс-центра комитета, специализирующаяся на вопросах потребительского рынка, думает по-другому. Она сказала, что в следующем году комитет намерен разработать концепцию развития потребительского рынка, которая будет согласовываться с Генпланом развития Санкт-Петербурга:

- В Европе существует и соблюдается стандарт, согласно которому в "спальных" районах до ближайшего продовольственного магазина не должно быть более 500 метров, в районах плотной жилой застройки - не более 300 метров. У нас, к сожалению, в некоторых районах до магазина надо ехать полчаса на трамвае - ларьки с пивом и сигаретами на остановках не в счет. Да и объем торговой площади на количество жителей не в нашу пользу при сравнении с Европой: там на тысячу жителей приходится около 450 квадратных метров, у нас - меньше 200. Это значит, что люди вынуждены давиться и толкаться в тесных помещениях, буквально продираясь между прилавками и рядами товаров.

Даешь план!

К сожалению, десятилетия, прожитые городом практически без плана, в хаосе, не прошли даром. И хотя каждый бизнесмен перед открытием нового магазина тщательно просчитывает, насколько выгоден будет его проект, прежде всего он учитывает выгоду свою, а не окрестного населения. Грубо говоря, владельцу магазина все равно, что будет с окрестными старушками и молодыми мамашами, которым придется в поисках нужных продуктов обшаривать округу, ему главное, что в его магазине будут покупатели, а уж откуда они возьмутся, из какого далека приедут - это ему не важно.

На том же Западе (вот ведь примеры заразительные!) принято в домах, образующих "красную линию", то есть выходящих на улицу, первые этажи использовать под коммерческую недвижимость: магазины, кафе и т. п. Причем это оговаривается еще при постройке или перепланировке здания. Конечно, хорошо бы и у нас иметь нечто подобное, а то ведь как жаль бедных людей где-нибудь на Гороховой улице, у которых и магазина под боком нет, и окна квартир выходят прямо на тротуар.

КЭРППиТ в своей концепции намерен принимать меры по выравниванию торговых перекосов. Одна из таких мер - при возможности выбирать из нескольких арендаторов помещения - отдать предпочтение хозяину, скажем, булочной, а не игорной лавки или дорогущего бутика. Впрочем, если скромные булочные так и не рискнут лезть в арендаторы, то придется сдавать помещение кому попало, например владельцу ночного клуба. Ведь насильно в нашей демократической стране закрыть одно приносящее прибыль заведение и на его месте учредить другое невозможно.

Новая концепция (или, во всяком случае, ее основные положения) будет опробоваться не во всем городе сразу, это слишком дорого и неудобно. В качестве подопытного будет использован Василеостровский район, где тоже не все слава богу с продовольственными магазинами. Если в отдельно взятом районе наступит торговое процветание, глядишь, и другие районы города переймут передовой опыт василеостровцев. В общем, торговать у нас не перестанут. Было бы на что покупать.

Смотрите также: