Деньги в кармане не утаишь

   
   

Банально, конечно, говоря о карманниках, вспоминать "Место встречи изменить нельзя", но куда от нее, от классики, денешься: Помните слова Жеглова: "Это высшая воровская квалификация, она шлифуется годами"? Если логически продолжить мысль сыщика, то можно сделать вывод, что борьба с карманными кражами - одна из высших милицейских квалификаций, которая также долго шлифуется и оттачивается: В этом недавно убедился корреспондент "АиФ-Петербург", проведя день с "карманниками" - так называют коллеги из других подразделений сотрудников 6-го отдела (по борьбе с карманными кражами) 2-й ОРЧ Управления уголовного розыска Криминальной милиции ГУВД. Отдела, который считается едва ли не лучшим в России.

Рынок

Мы встретились на Сенной площади. Приехал чуть пораньше и среди проходивших мимо меня людей пытался "вычислить" оперативников. Я, конечно, предполагал, что сотрудники "карманки" - люди неприметные, но не ожидал, что до такой степени. Молодые ребята, обычной внешности, в обычной одежде, некоторые - в очках; кто с пакетом или сумкой, кто без, в общем, с виду заурядные прохожие. Один из оперов - симпатичная девушка Ольга.

Сразу спрашиваю, что мне делать (или не делать), чтобы не помешать.

- Веди себя естественно. И еще - не смотри в глаза "клиентам", могут догадаться.

Через десять минут мы в "Апрашке". Минут пятнадцать просто ходим вдоль рядов. Вижу, опера оживляются - видят "клиента", уже знакомого им карманника. Но - неудача. Одна из торговок, мимо которой проходит карманник, что-то говорит ему. Тот мгновенно оборачивается на нас, а затем уходит.

- Мы здесь часто берем кого-нибудь. И некоторые продавщицы знают нас в лицо. Вот она его и предупредила, - сетует Ольга.

- Но зачем? Имеет что-то с этого?

- Да не без этого: Ладно, пошли отсюда, он здесь работать уже не будет, а больше никого нет.

"Карманка"

6-му отделу в этом году исполнится десять лет. До этого оперативники, специализирующиеся на карманниках, конечно, были, но работали в других подразделениях, в районах. В 1995 году их объединили. Сейчас в "карманке" трудится тридцать человек.

"Специфика нашей работы в том, что мы, в отличие от других отделов, работающих по факту преступлений, работаем по кражам, которые происходят только что, и происходят на глазах оперативников, - рассказывает замначальника 6-го отдела Юрий Васильев. - Иначе бороться с "карманниками" нельзя. Невозможно раскрыть карманную кражу после ее совершения. Ведь часто жертва не только не видит преступника (и, следовательно, не сможет позже его опознать), но даже не знает, где именно разрезали сумку или вытащили кошелек. Даже если потом прийти домой к вору и обнаружить у него дюжину кошельков, тот всегда может сказать, что нашел их на улице. Так что мы можем поймать вора только сразу же после кражи, это и называется "взять с поличным".

Вор крадет кошелек, сразу же пытается слиться с толпой, раствориться в ней. И все решают секунды, принимать решения нужно мгновенно. Действовать так, чтобы и вора поймать, и чтобы он не заметил тебя раньше времени и не выбросил кошелек, и чтобы жертва не потерялась - она же еще не знает к тому времени, что жертва".

Кафе

Спустя некоторое время заходим в один из фаст-фудов на Невском. Мы с Максом стоим в очереди (вернее, делаем вид, что стоим). Мельком он оглядывает кафе и говорит:

- Видишь, парень с девушкой стоят? Не нравятся они мне. Во-первых, взяли только стакан газировки. Во-вторых, если приглядеться, места свободные есть. Но они чего-то ждут.

И точно! Еще немного выждав, парочка подсаживается за стол к девушкам, сумка одной из которых стоит прямо на полу. Парень вешает куртку на свой стул, и ее рукав едва не касается сумки.

Мы с Максом садимся неподалеку и ждем. Но то ли девушка что-то заподозрила, то ли ей понадобилась эта сумочка - в общем, она забирает ее с пола и ставит перед собой. Тогда парочка, наскоро осушив "шипучку", выходит из кафе. Мы идем за ними на расстоянии.

- Ничего, сейчас еще куда-нибудь зайдут.

Метров через двести наши "клиенты" заходят в бар. Но, не обнаружив потенциальных "терпил", выходят. И вдруг парень достает ключи, они садятся в припаркованный прямо у дверей автомобиль и уезжают.

- Так часто бывает, - говорит Сергей. - Они просто объезжают кафе. Ну, ладно. Во-первых, теперь мы знаем их в лицо. А во-вторых, если увидим этот автомобиль, начнем искать их по ближайшим забегаловкам.

Карманники

"Щипачи", "писаки", "хирурги", "санитары", "глухонемые": Все это - типы карманников, их внутривидовая классификация. "Щипачи" работают только руками (вернее, пальцами). "Писаки" режут пакеты, сумки. "Хирурги", как ни странно, ничего не режут, а достают кошельки специальными пинцетами. В практике оперов был удивительный "хирург", который работал: деревянными щипцами для белья. "Санитары" (опять медицина!) обкрадывают пьяных в последние часы работы метро. "Глухонемые" пытаются что-то объяснить на пальцах, мычат. И постоянно дотрагиваются до "терпилы":

Есть еще один вид карманников (которым пока не придумано название) - те, кто работает в кафе и ресторанах. Могут забрать со стола "мобильник" или кошелек, да так, что вы этого даже не заметите. Могут забрать стоящую внизу сумку. Могут украсть с вешалки куртку. Могут повесить свою куртку рядом с вашей, а потом забрать ее, незаметно выпотрошив содержимое ваших карманов.

Прошу моих спутников вспомнить самого удивительного вора в их практике. И опера рассказывают о карманнике, страдавшем церебральным параличом.

- Нам даже жалко его было, - вспоминает Сергей. - Координация движений нарушена, его всего мотает, руки, ноги, голова - в разные стороны. Реальный случай: на рынке у одной дамы сумка была открыта, наверху кошелек лежал. Он уже "пристроился", р-раз рукой вниз! - и мимо сумки: Бедняга.

Руслан

После второго "облома" я, признаться, чуть не закомплексовал: может, это я приношу оперативникам неудачу, "сглазил" их? Но, к счастью, сомнениям моим будет суждено развеяться.

В одном из магазинов на Невском опера буквально замирают. Макс толкает в бок Сергея: "Смотри, это же Руслан!" Наспех ребята рассказывают мне о своем старом знакомом. Две отсидки - за карманные кражи. Прошлым летом Руслана с его напарником едва не взял Денис в Гостином дворе, где воры украли у женщины кошелек. Но Денис был тогда один и бросился за вторым, у которого был кошелек. А Руслан удрал. В общем, помимо профессионального долга, здесь еще и личные счеты.

Мы "вели его" - я засек время - полтора часа. И это было весьма непросто. Дело в том, что Руслан знал каждого (!) из оперов в лицо и по именам. Поэтому им приходилось идти на просто-таки фантастические ухищрения, чтобы не "засветиться" (на какие именно, говорить не буду - оперативники попросили не "светить" их приемы, попробуйте догадаться сами). Мне в этом смысле было полегче. В какой-то момент я буквально нос к носу столкнулся с Русланом, но вовремя поборол в себе соблазн посмотреть ему в глаза.

Полтора часа Руслан заходил во все (без исключения) магазины на Невском, крутился там, присматривался, "пристраивался" к потенциальным жертвам, но в последний момент отказывался от своих намерений.

Наконец он свернул на Лиговку и зашел в магазин напротив Московского вокзала. Покупатели выбирали кассеты и диски, а Руслан выбирал жертву. И наконец выбрал. Остановился рядом с девушкой, сунул руку в карман ее куртки. И вскоре вышел из магазина.

Дальнейшие события развиваются с бешеной скоростью. Денис и Ольга врываются в магазин, бегут к девушке, спрашивают, все ли у нее на месте. ("Брать" Руслана на выходе было ни в коем случае нельзя: мы видели его руку в чужом кармане, но не видели, вытащил он что-то оттуда или нет.) Та ахает: "мобильник" исчез. В ту же секунду опера делают знак Максу и Сергею, которые "пасут" Руслана на улице.

Он успел только перейти дорогу. Прямо у Московского вокзала его укладывают на снег. Жестко, но отнюдь не омоновскими методами. К слову, тут также нужно определенное умение - чтобы вор не сумел "сбросить" украденное.

Телефон торчит из кармана куртки Руслана. Ольга подводит к нему девушку. "Загляните в карман, только ни в коем случае не вынимайте! Ваш телефон?" - "Мой". Руслан голосит: "Ай, ну почему мне так не везет, когда один работаю!.."

Все, дело сделано. Вора ведут в ближайший отдел милиции. Дальнейшее уже не так интересно: понятые, протоколы, акты об изъятии и т. д.

Главное - помнить

   
   

Сколько в нашем городе ежедневно происходит карманных краж, не знает никто. Говорят, что тысячи. Но это неофициальные данные. Официальной статистики не существует: подавляющее большинство "терпил" ничего никуда не сообщает.

- А зря, - считает Васильев. - Нужно обязательно сообщить в местный отдел. Если на каком-то маршруте автобуса или в каком-то кафе завелся вор, важно, чтобы информация дошла до нас.

В заключение, по идее, нужно дать советы, как застраховать себя от карманных краж. Однако и оперативники, и Юрий Васильев ответили примерно одинаково:

- Можно, конечно, дать кучу советов: не класть кошельки в наружные карманы, держать сумку перед собой, если разделись в кафе, следить за курткой на вешалке и т. д. Но это и так ясно. Совет тут может быть один: помнить два момента. Первый - что у вас с собой есть деньги или ценности. Второй - что эти деньги и ценности у вас могут украсть. Не забывайте об этом, и все будет нормально.

Смотрите также: