Солдаты возвращаются из земли

   
   

Нам не устают повторять, что война не может считаться оконченной, пока не похоронен последний из погибших на ней солдат. В действительности кости воинов, приближавших великую победу, еще в изобилии усеивают поля и леса России.

И не видно конца этой траурной работе - не просто собрать останки солдат, но и похоронить с почетом, поставить хотя бы скромный памятник, важно и постараться установить их имена, что далеко не всегда возможно.

Тонкая грань между "красными" и "черными"

Среди тех, кто ищет и находит останки, есть две категории граждан: "черные следопыты" и "красные следопыты". Про первых говорят с опаской, потому что считаются они практически бандитами, ищущими трофейное оружие и торгующие предметами военного быта. А вот "красные следопыты" - они хорошие, они ищут погибших, чтобы похоронить и установить личности. Сначала ими руководили комсомол с партией, теперь они стали почти самостоятельными. На волне патриотических настроений во многих муниципальных образованиях, особенно по области, сформировались поисковые отряды. Болтают, правда, что тонка порой бывает грань между "красными" и "черными", что похоронить-то, конечно, похоронят, да хабар могут себе взять. С другой стороны, ну и взяли. А что, в земле оставлять? Музею сунуть тысяча первую каску или фляжку? Боевого оружия все равно через 60 лет после окончания войны не найдешь - все ржавое, все разваливается. Но каждый официальный поисковый отряд с гневом отвергает даже предположения о присвоении хабара. Командиры говорят, что любой, кто будет замечен в этом, с позором изгоняется из отряда навсегда.

Отрядов у нас хватает - 31 в Петербурге и 34 в области, но не каждый работает хорошо. Все зависит от опыта. Например, отряду "Форпост" из Кингисеппского района 5 лет, им руководит Виктор Костюкович, молодой еще человек, - но работают они прекрасно, на их счету много не только найденных и захороненных останков, но и установленных фамилий. Бывают даже такие истории: в деревне Мануйлово в позапрошлом году нашли двух летчиков, младшего лейтенанта Титова и лейтенанта Новикова, и у одного из них сохранилось неотправленное письмо любимой девушке. Разыскивали эту девушку, чтобы вручить ей письмо с фронта, но опоздали: эта женщина уже умерла, и письмо получила ее дочь. И хотя летчик тот не был ее отцом, плакала она, как по родному. Похоронены оба летчика рядом с Мануйловской братской могилой - бои за эти места в июле-августе 1941 года шли страшные, и могила все растет, пополняется. В основном здесь лежат бойцы 2-й дивизии народного ополчения, задержавшей фашистов на этом рубеже почти на месяц.

Только один из десяти захороненных воинов обретает имя

А вот отряд "Авангард" из Большого Сабска (Волосовский район) еще только учится поисковому делу. С одной стороны, места кругом, просто напичканные следами войны, - это же Лужский рубеж, с другой - отсутствие опыта пока тормозит работу. Но ребята под руководством Ларисы Фетисовой, директора военно-исторического музея из Большого Сабска (там находится знаменитая диорама "Лужский рубеж"), учатся у тех же кингисеппцев, которые охотно помогают младшим товарищам.

Прежде чем начинать работать, сначала следует изучить архивы - ведь нужно копать только в местах боев, а не где попало. По данным Ильи Прокофьева, начальника областного отдела молодежной политики, координатора Всероссийской вахты памяти, в Синявино и в Красном Бору еще много неопознанных останков воинов. Это работа на годы. Только в прошлом году были обнаружены останки 3038 человек, но имена обрели пока только 296 солдат и офицеров Красной армии. На исследовании еще 37 медальонов. А за последние 10 лет на территории Ленобласти были обнаружены и захоронены 33003 воина. Удалось установить имена 3569 из них.

На местах самых кровопролитных боев стоят палатки Всероссийской вахты памяти. Это поисковые отряды не только из Петербурга и области, но даже из Сибири (более чем из 30 субъектов Федерации съехались поисковики). За то время, что они пробудут на наших землях, будет найдено еще много погибших воинов. Возможно, часть из них даже окажется не безымянными. И через какое-то время их потомки смогут приехать на могилы своих близких, защищавших наш город.

Смотрите также: