Примерное время чтения: 9 минут
1331

В Ропше на костях защитников Ленинграда возводят коттеджи

Сюжет Ценные кадры от Куртова и Колесникова
Фото: АИФ

Погибли под арт-обстрелом

Осенью 1941 года фашисты стремительно наступали в сторону Ленинграда. На их пути в районе Ропши встали несколько советских полков, в том числе латышские стрелки. Бои продолжались всего несколько дней, с 8 по 14 сентября. Надолго остановить вражескую махину не было сил и ресурсов. В поле у деревни Михайловкая полегло несколько сотен советских бойцов, своими жизнями они приостановили движение фашистских оккупантов.

Прошедшей осенью это поле начали изучать поисковики отряда «Ораниенбаумский плацдарм» и после беглых поисков нашли в земле останки нескольких павших воинов. В советские времена земля была сельскохозяйственной, на поле выращивали картошку и капусту, об останках никто не знал.

- По останкам сразу стало понятно, что фашисты сметали всё на своем пути шквальным миномётным огнем, - рассказал «АиФ-Петербург» член поискового отряда «Ораниенбаумский плацдарм» Вадим Сергеев. - Наши солдаты лежат в неглубоких траншеях, в 50-70 сантиметрах от поверхности. Понятно, что смерть настигла их во время арт-обстрела. Тела припорошило землёй, они так и остались на долгие годы в этом поле незахороненными.

Осенью поисковики подняли из земли троих бойцов. Данные металлоискателей показывали, что там покоится ещё десятки, а то и сотни советских солдат. Но холода не позволили поисковикам продолжить работу.

Бульдозеры на месте боёв

А весной на это поле вышли бульдозеры и начали раскапывать почву. Оказалось, что эта земля частная и здесь начинается строительство коттеджного поселка.

- Мы пытались выйти на руководство застройщика, чтобы попросить дать нам немного времени для раскопок. Говорят, это руководство носит погоны, - продолжает Вадим Сергеев. - Но нас и слушать не стали! Это немыслимо, ведь почти всегда, если строители обнаруживают в земле останки погибших воинов, они сами приглашают поисковые отряды для раскопок. Дают время, чтобы мы могли поднять кости и только после этого приступают к своим строительным работам.

Фото авторов

В данном случае произошло иначе... Бульдозеры уже перекопали почти всё поле, сделали технологические проезды для автотранспорта. Грунт очень оперативно вывозился в неизвестном направлении. На некоторых участках ничего не подозревающие покупатели уже начали строить свои дома.

- Нас даже не подпустили к земляным валам, а ведь там могут находиться останки воинов, их личные вещи, жетоны с их данными! - возмущается Вадим Сергеев. - Осенью у одного из трёх нами поднятых солдат, мы обнаружили сохранившийся жетон! Значит, есть и другие, значит, мы могли опознать кого-то из пропавших без вести! По нашим приблизительным оценкам, в этом поле может находиться до восьмисот и более останков защитников Ленинграда! Теперь мы никогда не сможем перезахоронить солдат с воинскими почестями!

Фото авторов

Герои пропали навсегда

Поисковики обратились за помощью в администрацию Ропшинского района. Но там посетовали, что рады бы, но ничем помочь не могут. Прежде всего потому, что до сих пор никто официально не доказал, что поле является братским захоронением.

- Необходим документ, чтобы захоронение появилось на бумаге, - рассказал заместитель главы администрации Ропшинского поселения Федор Егоров. - Поисковый отряд должен представить отчёт о том, что они выезжали на местность. Этот отчёт надо передать в военкомат, в архив, оттуда подтвердят, что, действительно, во время войны погиб целый полк. Затем в администрацию поселения придёт бумага, мол, обратите внимание на данный участок, там находится захоронение. С этим документом мы уже имеем право приходить к стройплощадке. Но эти действия займут примерно 2 месяца, и скорее всего за это время все останки «перекопают».

Впрочем, по словам Егорова, даже официальное признание поля братским захоронением не позволит администрации запретить строительство. Виной всему закон «Об установлении случаев, при которых не требуется получение на разрешения на строительство на территории Ленинградской области». Его подписал Валерий Сердюков в последние дни своей работы губернатором.

Фото автора

Ничего не свято?

Мы побывали на месте строительства. Несколько коттеджей уже строят, земля поделена на участки, тракторы выровняли почву, в которой долгие годы хранится то, что осталось от наших солдат. Сегодня многие павшие герои уже пропали навсегда. Их останки сгребли в кучу бульдозерами и вывезли самосвалами. Но частично ситуацию ещё можно спасти. Если поисковикам дадут хотя бы месяц и разрешат провести работы, в земле можно обнаружить сотни павших воинов. Их можно будет перезахоронить с воинскими почестями, станут известны имена героев, кто-то обязательно узнает, как и где погиб его без вести пропавший дед или прадед...

Но скорее всего, застройщику чуждо уважение к истории и к памяти. Хотя мы часто говорим, что та война, та Победа - это может быть единственное, что ещё объединяет наше общество. Или уже ничего не свято?..

Фото автора

Кстати

Расхожее утверждение, что Петербург стоит на костях, чуть ли не ежегодно находит свои подтверждения. Весной 2011года строители, занимающиеся реконструкцией Большой Конюшенной улицы, наткнулись на человеческие кости. «АиФ-Петербург» оказался единственным, кто написал тогда об этой истории. Ремонт на Б. Конюшенной начался осенью в 2010-го. В задачу строителей входила замена коммунальных конструкций под землёй. Соответственно, они вскрыли асфальт и наткнулись на интересные находки. Работающий на Б. Конюшенной и наблюдавший процесс извлечения костей Андрей Ефремов рассказал нам:

- Строители в массовом порядке стали извлекать из-под земли человеческие кости и черепушки. Они люди привычные, просто складывали их поодаль. Как-то по улице шли иностранцы, увидели кости и ахнули, поспешили покинуть это место. При этом зачастую строители не убирали кости на ночь.

Именно ночью Андрей сфотографировал останки на мобильный телефон и передал фото в нашу редакцию. Корреспондент «АиФ-Петербург» отправился на место, где строители подтвердили ему факт загадочных находок.

Обратившись к истории Б. Конюшенной, выясняем, что возникла она в 1730-е (одна из первых улиц города). При этом своей конфигурации никогда с тех пор не меняла. Это важно, потому что кости найдены на проезжей части, которая всегда была таковой. То есть, ни домов, ни кладбища на этом месте никогда не было. Удалось выяснить ещё один любопытный факт - в 1950-51 гг. на Б. Конюшенной снимали трамвайные пути. Никаких сообщений о том, что и тогда находили кости, найти не удалось. Впрочем, возможно, тогда поднимали совсем небольшой слой земли, и до останков не добрались. Ведь маловероятно, что кости могли появиться в центре города уже после войны.

Согласен с этим историк Петербурга и краевед Дмитрий Соколов:

- Скорее всего, найденные на Конюшенной кости принадлежат жителям блокадного Ленинграда. В то страшное время порой возникали несанкционированные захоронения, особенно, зимой. Вряд ли кости принадлежат, скажем, первым строителям Петербурга. Нет никаких данных, что на Конюшенной были какие-то захоронения, хотя там и стояла Финская церковь. Но дело ещё и в том, что кости за несколько веков в земле вряд ли сохранились бы. Петербургская почва этому не благоприятствует. Вот если в гробу, другое дело.

АиФ-справка

Крупные находки останков в Петербурге

1857 году при прокладке труб во дворе церковного дома на берегу Черной речки (ныне Смоленки) на Васильевском острове было найдено много скелетов, между которыми находился один, закованный в цепи. Священник С. Опатович, изучавший вопрос первых захоронений в Петербурге, полагал, что при земляных работах было вскрыто захоронение людей, «лишенных христианского погребения», то есть тех, кого не отпевали - раскольников, умерших от пьянства, а также арестантов, которых в петровские времена часто хоронили прямо в кандалах.

В 1863 году при закладке фундамента прачечной на южном берегу речки Смоленки был найден целый ряд гробов. С. Опатович связывал это захоронение с существованием в этом месте между 1710 и 1725 годами казарм Ингерманландского полка. Умерших солдат хоронили рядом с их последним местом службы - по берегам реки Смоленки и Малой Невы.

В июне 1911 года при рытье котлована под дом на углу Кронверкского пр. и Церковной ул., рабочие наткнулись на полуистлевшие человеческие скелеты. Повернутые головами к проспекту, они лежали в двух пирамидах, по четыре в каждом. По одной из версий, в старину эти места служили для казни преступников, и найдена была их общая могила. Во времена Анны Иоанновны, действительно, место массовых казней было где-то поблизости.

В качестве эксперта выступил частный врач 1-го участка Петербургской части столичной полиции Юльский. Он резюмировал: «Случай нахождения останков на Петербургской стороне при рытье ям для закладки фундаментов представляет явление нередкое. В Петербурге довольно часто при аналогичных обстоятельствах отрывают кости и даже скелеты, относящиеся к эпохе первых дней существования Петербурга».

В декабре 2009 года во время строительства парковки у Петропавловской крепости были обнаружены останки нескольких десятков человек. По мнению Владимира Кильдюшевского, руководителя раскопок, скорее всего, это так называемые жертвы «красного террора». Черепа имеют характерные отверстия, сделанные пулями. Известно, что Петропавловка использовалась как политическая тюрьма вплоть до 1930-х.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах