Старики и разбойники

   
   

Заманчивые объявления с обещаниями решить все материальные проблемы одиноких стариков за счет продажи их квартир вы можете услышать сами не где-нибудь, а на "первой кнопке" радио.

Впрочем, определение продажи здесь вряд ли подходит. Фактически квартира отдается даром при ее средней рыночной стоимости как минимум 35-40 тысяч долларов.

А за такой "подарок" бабушке, которой не хватает нищенской пенсии ни на еду, ни на лекарства, обещают пожизненную ренту, медицинский уход, улучшенное питание и много еще всяких благ, которые ей и не снились. И бабушка начинает мечтать о новой жизни. Добавьте сюда еще эффект "первой кнопки" государственного радио, которому старики привыкли верить безоговорочно.

Потенциальных жертв поставляют бандитам и те, кто по служебным обязанностям должен помогать старикам - нечистые на руку работники социальных служб, участковые, да и просто соседи-доброхоты, увидевшие возможность погреть руки на этом деле.

Ну а когда потенциальная жертва попадает в такую контору, то здесь ее убалтывают, влезают в душу, сочувствуют, поддакивают, обещают златые горы, и в подтверждение показывают разные "государственные бумаги" с гербами и печатями (которые на самом деле никакого отношения к сути дела не имеют).

Итог? Бабушка готова подписать договор продажи квартиры при условии пожизненной ренты, практически не глядя.

Охотники, жертвы и посредники

Жертва есть, теперь ищется покупатель, готовый заплатить за однокомнатную квартиру 10-12 тысяч долларов вместо стандартных 40. При этом ему объясняют, что квартиру он покупает "с отложенным заселением". Дополнительные расходы на бабушку? 500 рублей в месяц!

"Стервятник" - ну как еще назвать человека, готового купить квартиру на таких условиях! - находится довольно быстро. И он прекрасно понимает, на что идет и за счет чего получит квартиру. Теперь можно завершать сделку и подписывать договор.

Причем такая охота вполне безопасна для всех участников, кроме жертвы, разумеется. Мы позвонили только в одну из нескольких "фирм", занимающихся продажей таких квартир. Там нас заверили в абсолютной законности сделки. И что самое печальное - нас не обманули. По документам все делается чисто.

В итоге посредники, которые никакого формального отношения к сделке не имеют, получают от покупателя 10-15 тысяч долларов. Старик отдает квартиру даром, а получает: мифические 500 рублей в месяц.

Продолжительность жизни старика после оказания смертельной "помощи" в 500 рублей - максимум полгода, а по подсчетам специалистов центра социальных программ "Милосердие", которые много лет занимаются этой проблемой, на каждого старика нужно в месяц не менее 3-6 тысяч рублей, это при обязательном выполнении главного для них условия - своевременной и действенной медицинской помощи. По данным социальных фирм, которые занимаются этой проблемой, старики исчезают сотнями.

И снова бандитский Петербург?

У нас в городе действует несколько десятков групп, занимающихся этим бизнесом. Сейчас они даже не прячутся. Так, скорее по привычке, после двух-трех сделок меняют название и продолжают свой бизнес. По самым скромным подсчетам, речь идет о "бизнесе" с миллионными оборотами и сотнями погибших стариков. Но поскольку все "делается законно", то по этому поводу нет никакой официальной статистики. Что, кстати, очень удобно - нет смертей, нет преступников, значит, нет и проблем, и никого ловить не надо. А между тем реальных преступников не то что ловить - их даже искать не надо, достаточно послушать рекламу на радио.

Однако хотя для городских властей (всех уровней!) все это не секрет, в Петербурге ничего не делается в защиту стариков. К слову сказать, данная проблема существует не только у нас, и отдельной проблемы "бандитского" Петербурга нет. Этот вид "бизнеса", фактически при попустительстве чиновников, процветает во всех крупных городах, прекрасно приспосабливаясь к ужасающим дырам в законодательстве.

Но в Москве социальные службы все же забили тревогу. В результате в середине марта комиссия Московской городской думы обсудила проект изменений федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Проект закона предполагает, что будет введено лицензирование риэлтерской деятельности по заключению и сопровождению договоров ренты. По мнению федеральных чиновников, данный документ обеспечит одиноким пожилым людям защиту государства.

Однако московские и питерские эксперты в области недвижимости и социальной помощи считают, что, поскольку посредники-бандиты в такой сделке формально не участвуют, закон о лицензировании их не затронет ни в коей мере! Он лишь затруднит работу немногочисленных социально ориентированных фирм, которые все делают "по-белому" и оказывают реальную помощь старикам.

Идем за светом в самый конец тоннеля

По мнению большинства экспертов, необходим не закон-отмазка, а принятие государственной программы поддержки одиноких пожилых людей. Причем, по подсчетам экспертов, выделить необходимые суммы государству вполне по силам. Более того, государство не только получит свои деньги обратно, но еще и выиграет от такой сделки, получив квартиру всего лишь за малую часть ее рыночной стоимости.

Может быть, какой-нибудь департамент какой-нибудь администрации, или какие-нибудь депутаты, или какая-нибудь партия все же возьмут на себя труд - созвать экспертов, чтобы найти выход из этого тупика и в конце концов принять реально работающие законы для защиты стариков. По крайней мере, хотелось бы в это верить.

Кстати, пока таких законов не появилось, было бы здорово хотя бы приостановить деятельность подобных контор (что уже будет достаточным для спасения сотен жизней).

И сделать это можно достаточно просто. Надо всего лишь отказать в регистрации "500-рублевых" договоров ренты. Да, это будет незаконно. Но пусть потом стервятники идут в суд и доказывают, что они на самом деле "честные". Докажут? Вряд ли! Скорее всего, и они, и бандиты-юристы в суд просто не пойдут. Ведь на суде все тайное станет явным - кто был посредником, за какие деньги, скольким людям он уже "помог".

Смотрите также: