В конце минувшего учебного года сотрудники Социологического института Российской академии наук провели опрос среди директоров питерских школ. Спрашивали их мнение о системе финансирования. Результат оказался неожиданным. Выяснилось, что деньги в школах есть. Только тратятся они весьма странным образом, от директора никак не зависящим. В опросе приняли участие директора нескольких десятков городских школ. Престижных и не очень, соответственно богатых за счет спонсорских денег и бедствующих. У тех и других одни и те же проблемы. Из их ответов мы составили монолог "среднего директора" питерской школы.
О доходах
"Любая школа имеет несколько источников дохода: деньги, которые дает бюджет (это мизер); доход от платных услуг; средства, выделяемые депутатами, и родительская помощь. Доход от платных услуг полностью идет на доплаты учителям. Иначе они бы давно разбежались.
Родителям хочется сказать отдельное спасибо. Потому что если в классе пришла в негодность доска, выбито стекло, прохудилась батарея, то без их помощи не обойтись. Почему, объясню чуть позже. Не знаю, как в других школах, но мы с родителей деньги не вымогаем. Многие сами готовы помочь. И при этом их суммарная годовая спонсорская помощь сравнима с бюджетным финансированием школы! Разумеется, о том, как и куда были истрачены их деньги, мы дважды в год отчитываемся на родительских собраниях.
А вот так называемая депутатская поправка - разговор отдельный. Уж лучше бы ее вовсе не было. Никогда не знаешь, даст депутат денег или нет, когда и сколько. Все зависит от сиюминутной политической ситуации, а не от нужд образования. Кроме того, главную роль при выделении денег начинают играть "неформальные отношения". Чем больше и чаще перед ними лебезишь, тем выше вероятность, что дадут денег. Тем, кто на это способен, дают деньги на ремонт, на спортплощадку, но кто унижаться не хочет... А какие интриги начинают закручиваться, когда кому-то дали больше, а кому-то меньше... Противно.
О расходах
Впрочем, и без депутатских подачек деньги в школе есть. Только распоряжается ими не директор, а не пойми кто. По своему усмотрению я могу истратить только "родительские" деньги. И то обычно трачу не сам, а прошу сделать это родительский комитет, чтобы вопросов было меньше. Ни депутатских, ни бюджетных денег мы не видим и не тратим. Проблема в том, что любая покупка или работа может быть сделана только через тендер, который проводит РОНО. Я не знаю, как они его проводят, вижу только результат. А он таков, что за те 100 тысяч рублей, за которые в прошлом году присланная РОНО фирма отремонтировала мне один кабинет, реально было отремонтировать как минимум три! Знаю директора, которому фирма родителей одного ученика готова была сделать спортплощадку за 500 тысяч рублей, а присланный РОНО подрядчик уложился в 900 тысяч. При этом я даже никак не могу повлиять на качество работы. Моя подпись на акте приемке - пустая формальность. В одной из школ, где меняли перекрытия, директор отказался подписывать акт, но вышестоящие организации работу все равно приняли. И теперь дети учатся практически в аварийном помещении. Остается только висеть над душой у рабочих и смотреть, чтоб не напортачили. Переделывать ни за что не заставишь.
С мелкими покупками вообще абсурдная ситуация. Скажем, надо мне купить для школы 20 учебников. Деньги в РОНО есть. Но ведь ни один магазин не будет ради этой мелочи участвовать в тендере. А без него никак. Товар есть, деньги есть, а купить невозможно! Только на "родительские" деньги. Абсурд.
О системе
Очень много разговоров о бедствующем положении школ, о том, что на образование надо выделять больше денег. Все так, но даже с теми средствами, которые есть, можно жить, если грамотно ими распоряжаться. При существующей системе сделать это очень сложно. Каждый год моей школе РОНО утверждает бюджет. Выйти за его рамки я не могу. Поэтому если зимой вдруг неожиданно прохудилась крыша, то чинить ее будет не на что. Перекинуть деньги с одной статьи расхода на другую невозможно. И даже если была заявка на ремонт кровли, то когда придут реальные деньги, неизвестно. Осенью крыша будет течь, а средства на ремонт перечислят зимой, когда латать кровлю под снегом дорого и бессмысленно.
Кроме того, я никогда не знаю, сколько РОНО выделит мне денег в следующем году. Поэтому спланировать дорогостоящие работы невозможно. У меня спортзал в аварийном состоянии, но еще год-два он продержится. Вопрос: что делать? Ждать, пока выделят деньги? Так пока ждешь, все окончательно рухнет. Потихоньку латать дыры? Выкинуть деньги на ветер. Все равно переделывать придется.
Может, я скажу крамольную вещь, но не надо школе больше денег, чем есть сейчас (естественно, это не касается учительских зарплат). Дайте возможность ими распоряжаться и планировать хозяйственную деятельность. Замените депутатские поправки на прямое бюджетное финансирование, наведите порядок в системе тендеров, позвольте вносить изменения в годовой школьный бюджет в случае непредвиденных расходов, предоставьте гарантии минимального ежегодного финансирования. Уверен, что тогда не сразу, но постепенно все школы выберутся из финансовой ямы".