Примерное время чтения: 5 минут
69

Маршрутки задоят до смерти?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3 17/01/2001

Пассажиры волнуются - ведь для многих маршрутные такси стали транспортом номер два после метро. Так что же за беда такая приключилась, из-за которой маршрутки станут либо такими же дорогими, как такси, либо вовсе исчезнут с петербургских улиц?

Вмененный невменяемый

Суть скандального закона в том, что хозяевам маршрутных такси, как впрочем и большинству мелких и средних предпринимателей, заранее высчитывают предполагаемую сумму их ежемесячного дохода, из которой они и должны платить вперед 20-процентный налог. Главная "закавыка" тут не в налоге, а в том доходе, который придумают для предпринимателей. Его рассчитывают по сложным схемам с применением различных коэффициентов, в которых не всякий финансист разберется. Налоговые органы, да и администрация города предлагали для маршрутных такси один коэффициент, вполне приемлемый для владельцев парков маршруток. Но депутаты городского парламента посчитали, что маловато будет, и увеличили его в 6 раз, а губернатор закон с такими показателями подписал.

В цифрах это выглядит приблизительно так: до увеличения платить пришлось бы 900 рублей налогов в месяц с маршрутки, теперь же около пяти тысяч. По расчетам членов Бюджетно-финансового комитета ЗакСа (БФК), это вполне по силам маршрутчикам. Каждая машина якобы приносит в месяц 60 тысяч рублей, половина уйдет на технические нужды, а остальное прибыль, и из нее уплатить пятую часть - это вполне по-божески.

Узнав о налоговых новшествах, руководители крупнейших автопарков маршруток города начали кампанию под девизом "Депутаты - убийцы маршрутных такси". По их мнению, расчеты БФК абсурдны: доходы у них меньше, и есть такие маршруты, на которых вообще еле-еле удается свести концы с концами, в основном на городских окраинах. К тому же вовсе не половина, а почти 80 процентов выручки уходит на ремонт, бензин, аренду, охрану и прочее. Посему, говорят владельцы автопарков, если закон не подправят, они будут вынуждены повысить стоимость проезда или вообще уйти с городских улиц.

Кому и зачем это нужно?

Интересно, что на стороне перевозчиков оказались и Комитет по транспорту Смольного, и налоговики. Там прекрасно понимают, что от такого повышения налогов денег на деле не прибавится. От налогового гнета можно сбежать, например в Ленобласть, можно увести доходы в тень, ну и наконец можно просто закрыть свою лавочку и вовсе не платить ничего. А заменить потерянные маршрутки муниципальным транспортом сегодня невозможно.

Получается, что почти никто повышения не хочет, а оно все равно уже есть. Поговаривают, что идею эту пролоббировали из государственного предприятия "Пассажиравтотранс", дабы придавить удачливых конкурентов муниципального транспорта. Тогда город будет исправно вливать бюджетные деньги в тех количествах, которые укажет монополист. Это, конечно, слух, но чем еще, кроме чьего-то денежного интереса, можно объяснить подобный разлет цифр. Ведь нельзя сказать, что повышение налога - это результат каких-то более точных вычислений. Когда показатели разнятся в шесть раз, это значит, что либо кто-то не умеет считать, либо сами схемы расчетов - чистая фикция и их можно использовать как угодно в своих интересах.

Конечно, к маршрутным такси у властей претензий много: и машины порой на ладан дышат, и техника безопасности не соблюдается. И прав глава БФК Сергей Никешин: учесть прибыль тут крайне сложно, билеты в маршрутках выдают далеко не всегда, и это никто не контролирует. Несомненно и то, что маршрутки, которые сегодня не просто работают, а еще и плодятся как грибы, явно очень выгодный бизнес. И наверное, с них можно взять побольше денег, но не настолько же. Понятно, что владельцы автопарков возмутились. Сколько бы они ни зарабатывали, ни с того ни с сего отдавать налогов в шесть раз больше никто не захочет.

Они не уйдут

Конечно, угроза увеличить плату за проезд в шесть раз - не больше чем рекламный ход в борьбе: ну кто станет платить полсотни рублей вместо нынешних 7-8. Да и вряд ли городские власти позволят довести ситуацию до критической, когда маршрутные такси начнут исчезать, - они на сегодня незаменимы.

Скорее всего, нынешний шум окончится либо возвратом к прежним показателям, либо компромиссом: ставку повысят, но не в шесть раз. При этом под предлогом того, что их хотят "ограбить", владельцы автопарков вполне могут поднять цены рублей эдак до 10-12, вернув пропорции прошлого года, когда проезд в маршрутке стоил в два раза больше проезда в метро. И получается, что за глупость одних и коммерческие интересы других платить будем мы из собственного кошелька.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах