"Не все граждане стали в этом году жить лучше", посетовал в новогоднем поздравлении президент, вероятно, имея в виду, что скоро все же станут. Правда, наверное, не в 2002 году. Во всяком случае, январь легкости жизни не добавил, наоборот, в очередной раз ударил по кошельку ростом цен. Причем, как обещают, тотальное подорожание только начинается.
"В 2010 году Россия будет счастлива..."
Президент РФ Владимир Путин
"Жаль только, жить в эту пору прекрасную..."
Николай Некрасов
Под стук колес...
Самым громким событием последних недель стало повышение цен на железнодорожные билеты. Тарифы поднялись на 30% на всех поездах дальнего следования. Теперь за поездку в Москву в плацкартном вагоне придется платить 233 рубля, самое дешевое купейное место - 409 рублей, самое дорогое - 968. И, наконец, "СВ" стоит 1804 рубля.
"Повысить, конечно, повысили но мало", со вздохом говорят железнодорожники. Перевозка пассажиров по-прежнему дело убыточное. Цифры убытков называют колоссальные: например, за 2000 год потеряно 27 миллиардов рублей. Правда, с тех пор цены неоднократно повышались, но все равно не хватает. Да и главный убыток не от тех пассажиров, кто платит, а от льготников. Таковых в стране 63 категории, что составляет 46 миллионов человек. Но их, как и прежде, не трогают. Пусть платят те, кто без льгот, у них, наверное, деньги есть, полагают железнодорожники. Согласно этой идее, они обещали еще одно повышение летом. Но на днях новый министр путей сообщения заявил, что нынешние цены на билеты покрывают 80% затрат, и пообещал в этом году цены больше не поднимать. Как это сочетается с тем, что на правительственном уровне заложено повышение железнодорожных тарифов на 48%, министр не объяснил.
Естественные - на взлет
Железнодорожники оказались первыми естественными монополистами, которые открыли сезон повышения тарифов в масштабе страны. В Питере их опередили телефонисты и "Водоканал". Первые подняли тариф на пользование индивидуальным телефоном до 89 рублей 25 копеек. Индивидуальный спаренный и параллельный теперь стоит 63 рубля, телефон коллективного пользования - 77 рублей, коллективного пользования спаренный - 131 рубль 25 копеек.
Цены на воду поднялись на 20%, и с 1 января мы платим 59 рублей 83 копейки. На очереди и остальные монополисты, которые в один голос говорят о необходимости ритмичного повышения цен раз в полгода. И на общегосударственном уровне заложено, что электричество в 2002 году подорожает на 28%, газ - на 20. Это подтвердило на местном уровне и "Ленэнерго", которое в конце 2001 года уже передало в Региональную энергетическую комиссию предложение повысить с 1 февраля тариф на электроэнергию на 15-20%. А совсем недавно губернатор Петербурга Владимир Яковлев заявил, что с 1 марта этого года тарифы на теплоэнергоресурсы в городе возрастут на 45%.
Таблетки и книжки
В общем, от таких виражей у слабонервных горожан есть повод хвататься за валидол. Но это новые нервы, поскольку лекарства тоже дорожают. С 1 января фармпредприятия должны платить НДС, от которого раньше были освобождены. Участники фармацевтического рынка пока слабо представляют, как эти налоги высчитывать и сколько платить. Но цены уже рванули вверх. Сам налог, кстати, 10-процентный, однако лекарства, особенно импортные и редкие, у оптовиков подорожали уже на треть. Это вполне закономерно для нашей торговли. У нас ведь не Америка, где все рассчитано на то, что потребители покупают все активнее, потому что денег у них все больше. У нас покупатель - редкий зверь, и если он пришел, то с него следует получить сполна: не только за него, но и за тех, кто по таким ценам не может купить товар. По словам одного из специалистов, все это ведет к гибели фармацевтического рынка: "Похоже, что есть желание вернуться к старым временам, когда был один "Облфармснаб", который и распространял лекарства. Для регулирования цен, может, это и удобно, но только о каком рынке тогда можно говорить?"
И остается нам тихо забиться в уголок квартиры и, чтобы успокоить нервы, почитать книжку. Правда, не новую - новые тоже теперь становятся золотыми. Радость общения с прекрасным испортили те же налоги. Книжникам тоже надо НДС платить, причем 20-процентный. Из-за этого цены на книги в Петербурге взлетели на 30-50%. Первыми это ощутили посетители крупных книжных магазинов, где запасы книг, закупленных по старым ценам, были быстро распроданы. В общем, хоть напейся с горя, благо алкоголь, как и другие подакцизные товары, пока подорожал всего процентов на десять.
Как жить?
Комментарии экспертов, ответственных работников и прочих по поводу повышения цен очень похожи: "вынужденная мера: убытки: непосильный груз". И в большинстве они легко убедят вас в своей правоте: если цены не повысить, то ездить будет не на чем, гореть нечему, провода, трубы и прочие средства коммуникации лопнут, истлеют и погибнут. Но нам от этого не легче, потому как заработки подавляющего большинства людей за этим галопом цен явно не угонятся. Как быть тем, кто на государство работает или работал? Все рассказы о росте зарплат оказываются пшиком. Учителя, получающие деньги из федерального бюджета, хотя и были предупреждены экспертами о том, что зарплату им повысят реально не вдвое, а процентов на 40, получив январские гроши, все равно расстроились. Повышение на 15% содержания офицерам младшего командного состава вообще воспринимается как издевательство, равно как, например, и пенсии военных, которые уже ничем не отличаются от обычных. На одном из телеканалов солидный ведущий недавно спросил не менее солидного политика, мол, смотрите: в Аргентине финансовый кризис и переворот, бунты народные, а у нас такое возможно ли? "Нет, - говорит политик, - народ у нас терпеливый и закаленный, потому на улицы в кастрюли бить не пойдет". Так и вымрем, от собственного терпения:
P.S. Инфляция за первые две недели января составила, по данным Госкомстата, 1,2%. Некоторые эксперты, исходя из этих цифр, делают вывод о возможности более чем 30-процентной инфляции в 2002 году, что вполне может привести к дестабилизации политической ситуации, отставке правительства, началу "закручивания гаек" в стране и отходу от рыночной политики.
В декабре 2001 года жизнь в Петербурге подорожала на 3,2 процента. Прожиточный минимум составил 1707 рублей 80 копеек. На питание среднестатистический петербуржец в декабре тратил 832 рубля, на непродовольственные товары - 734 рубля, на услуги - 564 рубля и 79 рублей - на налоги.