Примерное время чтения: 8 минут
144

Долгая жизнь - большие расходы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 03/10/2001

У Татьяны Васильевны однокомнатная квартирка - четыре стены, телевизор. Телефон, часами молчащий. Ей 77. Родных нет. Сил все меньше. И тревожные мысли: что будет, когда совсем не смогу себя обслуживать? А вдруг внезапно станет плохо, кто поможет? А если умру, кто и когда об этом узнает?

На что рассчитывать одиноким старикам в большом городе?

Питер по числу пожилых впереди России всей. Больше 25% горожан достигли пенсионного возраста. Такие же демографические показатели у Стокгольма, Берлина и Парижа. Остальная Россия приблизится к ним лишь лет через 40. Так что наш город - своеобразный полигон, где отрабатываются социальные модели взаимодействия общества с пожилыми людьми.

Если в кране есть вода

По словам главного гериатра Петербурга Эллы Пушковой, одиноких стариков в Питере с каждым днем становится все больше, и это хорошо. Значит, растет продолжительность жизни, решаются жилищные проблемы, у молодых появляется возможность жить отдельно от родителей. Большинство из тех, кого называют одинокими, точнее определить как одиноко живущих. У них есть родственники, проживающие отдельно.

Пушкова уверена, что качество жизни сегодняшнего старика гораздо выше, чем 25 лет назад. Скажем, сегодня почти все квартиры обеспечены горячей водой, а 25 лет назад она была лишь только в 60-70% домов. У каждого пожилого человека есть телевизор - окно в мир. Практически у всех есть телефон. В магазинах - разнообразие продуктов, одежды, лекарств и т.д.

Пенсия - не показатель благосостояния

На вопрос, где пожилым взять деньги, чтобы воспользоваться благами большого города, главный гериатр Петербурга отвечает так:

- Нельзя определять уровень благосостояния стариков лишь по уровню их пенсии. Нигде в мире этого не делается, только у нас в России. Сегодня пожилые в большинстве своем имеют приватизированное жилье. У 47% стариков есть дачи. Почему же нужно давать деньги на лекарства людям, у которых есть недвижимость? В любой стране мира государство бесплатно предоставляет социального работника лишь тем, у кого ничего нет. У нас распространен миф: все, что я нажил, оставлю по наследству детям, а все, что мне нужно в старости, должно дать государство. Почему? Дети должны наживать свое добро сами. А то, что пожилой человек нажил в своей жизни тяжелым трудом, он имеет полное право потратить на себя. Когда решается вопрос, где жить одинокому старику - дома или переходить в дом-интернат, выясняется, что подавляющее большинство их комнат или квартир завещаны родственникам.

Что дает государство?

- Не так уж мало, - считает Э. Пушкова. - Пожилой человек получает бесплатную медицинскую помощь в объеме базовой. Льготы по жизненно важным лекарственным препаратам. Больные сахарным диабетом, туберкулезом, тяжелой коронарной патологией, психическими и некоторыми другими заболеваниями получают бесплатные лекарства. Пожилой человек имеет льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Если он живет один и не выходит из дома, государство присылает к нему социального работника, который сходит в магазин, в аптеку, оплатит счета за коммунальные услуги.

Но ведь пожилым нужно многое другое: помочь убрать квартиру, приготовить пищу, постирать. Некоторым нужна сиделка. За все это надо платить. Если же у человека нет денег и он не может жить один, он может рассчитывать на место в доме-интернате?

- Люди не думают о том, что долгая жизнь требует больших расходов, - говорит Пушкова. - Им кажется, что они всегда будут молодыми и здоровыми. Вот классический пример. Мужчина 64 лет, активный, образованный. Жена скончалась, двое детей эмигрировали. Чтобы помочь им, человек регулярно посылал им деньги. А потом он сломал шейку бедра. Ему сделали бесплатную операцию. Но когда выяснилось, что он не может жить один, ему нужна сиделка, он рассчитывает, что кто-то ему поможет. Но почему? У него были средства, которые он мог потратить на себя, но он сделал другой выбор.

Впрочем, у некоторых одиноких пожилых в Питере есть шанс на достойную старость, - попасть в дом социального назначения. Жить в благоустроенной квартире на свою пенсию и при этом получать необходимые социальные и медицинские услуги. Пока таких домов немного, но существует городская программа, согласно которой они должны появиться в каждом районе.

- Я заранее скажу: никогда не будет столько социальных домов, чтобы обеспечить всех нуждающихся стариков. Это слишком дорого. У государства нет таких денег, - считает Э. Пушкова.

Тревожная кнопка

Если одинокий старик внезапно умер в своей отдельной квартире, кто об этом узнает?

- Это было проблемой лет 15 назад, - считает Пушкова. - Сейчас этот вопрос давно и цивилизованно решен. У пожилого человека есть социальный работник. Если он придет в очередной раз и ему никто не откроет, значит, что-то случилось.

Один из главных страхов одиноких стариков: кто узнает, кто поможет, если внезапно станет плохо и не будет сил даже дотянуться до телефона и вызвать "скорую". Сейчас в Питере, в Городском гериатрическом центре реализуется программа "Тревожная кнопка". Первые 800 петербуржцев бесплатно получат устройство, позволяющее оперативно передавать информацию об ухудшении состояния их здоровья диспетчеру, который примет экстренные меры. В дальнейшем горожане будут покупать эту услугу.

Кому лечить стариков?

Не секрет, что пожилых весьма неохотно кладут в больницу. Врач обычной поликлиники в ответ на их жалобы лишь качает головой: "Что вы хотите, возраст". Петербургским старикам повезло больше, чем жителям других мест: они могут воспользоваться услугами единственного в России Городского гериатрического центра. Он предназначен для тех, кому за 60, каждый день через него проходит 1100 человек.

-Необходимо, чтобы в городе быстро развивалась гериатрическая служба, - считает Э. Пушкова. - Это служба, в которой получают лечение, реабилитацию и протезирование люди, которым не могут помочь в обычных больницах, потому что им нужны специальные гериатрические услуги. Скажем, человек с возрастом утратил слух. Здесь есть сурдологический центр, где его будут лечить, подберут слуховой аппарат. Если у него нет денег, поставят на очередь на его получение. Очень острая проблема - это старческое слабоумие. Можно помочь таким больным, сделать их более спокойными, более контактными. Есть у нас отделение, где занимаются восстановлением движения, речи и т.д.

Учитесь жить неодиноко

- Важнейшая составляющая работы с пожилыми во всем мире - научить их жить неодиноко, чтобы был широкий круг людей, находящихся с ними в ежедневной связи, - считает Э. Пушкова. - Я спросила одну женщину: "Где же ваши друзья?" Она ответила: "Мне эти воровки времени не нужны". Что же удивляться, что к ней никто не приходит, никто не помогает? Возраст лишь подчеркивает предыдущую жизнь.

Еще о недвижимости

Друзья Татьяны Васильевны умерли. Лучшей подруги, что звонила каждый день, интересовалась "Как ты?", не стало два года назад. Деньги на сберкнижке, что копила на старость, сгорели в 1992-м. А вот недвижимость в самом деле есть - однокомнатная приватизированная квартирка. И желающие решить проблемы пожилой женщины в обмен на ее жилье тоже находятся. Это частные фирмы, рекламирующие свои услуги, - материальная помощь и уход за жилье.

Как-то она позвонила в одну из них. За ее квартирку в "брежневке" предлагали 15 тысяч рублей единовременно и 500 рублей в месяц. Собственником квартиры станет тот, кто платит, а она сама будет записана в документах в графе "обременения". Они с потенциальным собственником обязательно познакомятся. Фирма проверяет, чтобы был приличный человек, без судимостей. Если ей нужен уход, то помесячную плату она не получит, зато фирма наймет ей помощницу. Все это выглядело заманчиво. Только как-то боязно. Ей-то хочется пожить подольше, а будущему собственнику нужно, чтобы было совсем наоборот. Вот если бы можно было отдать квартиру на таких же условиях государству, она бы, возможно, решилась.

Кстати, в Москве есть комплекс социальных домов "Митино", где есть медицинские службы, службы сервиса, развлечения для пожилых и т.д.

Жителем этого центра можно стать без проблем, но для этого надо сдать в специальную компанию свое приватизированное жилье. Для многих москвичей в ситуации Татьяны Васильевны это стало выходом.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах