"Двойка" за русскую тройку

   
   

:Есть недалеко от Луги такое местечко - Калгановка. Еще совсем недавно, проезжая по киевской трассе, можно было наблюдать такую картину: на проезжую часть, останавливая движение, выходил человек с флажком, и через дорогу парящей рысью неслись небесной красоты лошади - это табун орловских рысаков конного завода шел на пастбище или возвращался домой в конюшни. Если спросить местных жителей, то почти у каждого в семье кто-то да работал в свое время в заводе: кто конюхом, кто наездником, кто зоотехником. Здесь любой, кто не слишком молод, с легкостью может запрячь лошадь и назвать правильно всю конскую амуницию. Здесь никто не оговорится, что "рысак поскакал", а "скакуна запрягли". Сейчас Калгановка осталась без работы, без конного завода, которому должно было бы исполниться скоро 100 лет:

В начале прошлого столетия Георгий Михайлович Курдюмов, действительный член Императорского Санкт-Петербургского общества поощрения рысистого коннозаводства, в своем имении Калгановка завел первых лошадей. Выступали и испытывались орловские рысаки Курдюмова на Семеновском ипподроме Петербурга, блистали на сельскохозяйственных выставках. В годы советской власти, как водится, завод был национализирован.

Единственный в Ленинградской области конный завод обладал небольшим, но очень ценным поголовьем редких в породе линий орловского рысака. Но тут грянули времена передела собственности. И конный завод из Государственного племенного превратился в АОЗТ. Когда дела шли к банкротству, хозяйство было продано. Потом перепродано. Каждый из нуворишей, приобретавших завод, понятия не имел и иметь не хотел о том, что такое коневодство, каждому, видно, грезилось за этим что-то вроде быстрых безумных денег, азарта, тотализатора: Были раздарены, распроданы, попросту заморены серые и вороные, на которых положено со времен графа А. Г. Орлова 230 лет отечественной селекции.

Конечно, это не единственный и не крупнейший в нашей стране конный завод по разведению орловцев. Но судьба многих заводов складывалась в последние годы подобным образом. Почему в пятимиллионной Финляндии более 40 ипподромов, где испытываются неказистые финские лошадки? А на весь Питер с областью нет ни одного. Почему англичане так трепетно относятся к чистоте породы своей английской чистокровной верховой? Почему немцы, потеряв на войне значительную часть поголовья тракенов и ганноверов, смогли вывести породы на высочайший мировой уровень вновь? Почему они же кинулись спасать редчайшую, уникальнейшую ахалтекинскую породу, тогда как прародители - туркмены табунами сводили свой раритет на бойни?..

Вы видели когда-нибудь настоящую русскую тройку? Не наскоро съезженную упряжку из трех лошадей, а настоящую призовую, где коренник с гордо поднятой головой на крутой лебединой шее, раздувая тонкие ноздри и едва касаясь копытами земли, на невероятной скорости несет себя рысью, не сбиваясь в галоп, тогда как пристяжные, изогнув шеи, стелятся во всю мочь галопом? Это уникальная запряжка, очень резвая, никто в мире до русских не предложил использование двух разных аллюров в одной упряжи. Лучших коренников, чем орловцы, нет: сильные, резвые, нарядные - все в одной породе. Если б вы видели, запомнили бы на всю жизнь. Без душевного трепета, когда слезы подступают к глазам, на это зрелище смотреть невозможно. Мне повезло - я видела, а увидит ли мой ребенок, не знаю.

Возражать мне можно бесконечно: других проблем полно, подумаешь - лошади, кому они теперь нужны? Было время, да, на конной тяге жили, а теперь что? Ни молока от них, ни мяса, без них проживем. Но и без искусства, и без музыки, и без литературы, и без многого другого ведь тоже проживем! Только очень жаль, ведь это дорожка вниз.

Смотрите также: