В Русском музее 5 декабря открылась выставка Малевича под названием «До и после квадрата».
Экспозиция представлена в корпусе Бенуа на канале Грибоедова. По картинам можно проследить творческий путь художника – через какие направления он шел к «Черному квадрату», и как его работы изменились после этого.
«От Бога к человеку»
Самые известные картины Малевича написаны в жанре супрематизма, основоположником которого сам художник и стал. Этот стиль представляет собой сочетания простых геометрических фигур. Однако художник работал и в жанрах символизма, кубизма, футуризма, сезаннизма. Посетители Русского музея могут познакомиться с картинами Малевича всех направлений. Всего в залах музея представлено более 100 картин художника 1906–1933 годов. За эти годы Малевич написал несколько своих автопортретов. В первом портрете художник уподобил себя Богу, последний же – близок к реализму. Таким образом, посетителю выставки предлагается проследить «путь от Бога к человеку».
В первом зале выставки собраны самые ранние работы Малевича – от символических до кубофутуристических. Их сохранилось совсем немного. В 20-е годы прошлого столетия Малевич отвез свои картины на персональную выставку в Германию. Во время нее художник был вынужден срочно вернуться на родину, а картины в Германии исчезли.
Из оставшихся работ в Русском музее – «Авиатор», «Корова и скрипка», «Пейзаж с желтым домом», «Отдых», «Частичное затмение». «Эти картины нельзя в полной мере отнести к символизму или реализму, - поделился своими наблюдения с корреспондентом «АиФ-Петербург» посетитель вставки, выпускник художественной академии им. Штиглица Роман Карпенко. – Уже здесь можно проследить приближение «Черного квадрата». В «Корове и скрипке», например, большую роль играет супрематизм, геометрия».
Отдельный зал посвящен опере-мистерии «Победа над солнцем», декорации к которой нарисовал Малевич. Опера была воссоздана специально к открытию выставки Центром Стаса Намина. На большом экране зала идет видеозапись постановки. Рядом с экраном – огромные фигуры действующих лиц, выполненные студентами академии им. Штиглица. По сцене на экране ходят неуклюжие «люди будущего» и разговаривают непонятными словами. Премьера оперы прошла в Петрограде ровно сто лет назад – в 1913 году. Мало кому известно, что именно благодаря постановке и появился знаменитый «Черный квадрат». Тогда картина была просто частью декораций. По замыслу Малевича, квадрат символизировал обратную сторону Солнца. В конце оперы черный квадрат разрывали на части.
Люди без лица
В 10-х и начале 20-х годов XX века Малевич полностью обратился к супрематизму. Его картины состоят только их геометрических фигур. Кроме «Черного» и «Красного квадрата» этот период творчества представлен картинами «О новых системах в искусстве», «Супрематическое построение цвета», «Будущие планиты (дома) землянитов (людей)». На многих работах сохранились карандашные пометки самого автора. «Супрематические вариации цветовых форм», - пишет Малевич на одной из картин. Дом будущего художник демонстрирует не только на холсте, но и в виде скульптуры. В стеклянной витрине стоит гипсовый «Архитектон «Гота» - композиция из многочисленных параллепипедов, соединенных между собой.
В последнее десятилетие своего творчества Малевич возвращается к фигуративности, но в ней все равно прослеживается влияние супрематизма. Художник рисует фигуры человека без лица. В этом жанре написаны картины «Две мужские фигуры», «Девушка», «Красная фигура». Однако здесь уже появляются картины, близкие к реализму – «Работница», «Портрет жены художника». Кроме картин Малевича, на выставке представлены фотографии художника разных лет.
Несмотря на многообразие художественных стилей и картин, большинство посетителей выставки собираются именно у «Черного квадрата», пытаясь понять истинный смысл картины. Выставка «Казимир Малевич. До и после квадрата» в Русском музее продлится до февраля 2014 года.
Смотрите также:
- Не только скульптор. В Петербурге открылась выставка картин Зураба Церетели →
- Художник в квадрате. Как чертежник Малевич изобрел супрематизм →
- Эротика по-царски →