15 мая 1935 года художник скончался в Ленинграде. Сегодня его картины вызывают ажиотаж на самых престижных мировых аукционах, и мало кто поверит, что талантливый живописец не пользовался всеобщим восхищением современников и продавал свои полотна за 5 рублей. SPB.AIF.RU рассказывает, как Малевичу пришла в голову идея создания нового направления в искусстве и что символизировал «Черный квадрат».
Из чертежников в художники
Будущий основоположник супрематизма родился 23 февраля 1879 года в Киеве. Он был старшим в огромной семье, его мама – Людвига Александровна – родила 14 детей. Именно благодаря маме Казимир стал увлекаться искусством: она подарила сыну первый набор красок, поощряла его творческие начинания.
Отец – Северин Антонович – был вынужден часто переезжать по работе, поэтому Малевичи нигде надолго не задерживались. 5 классов Казимир окончил в селе Пархомовка, затем учился в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко.
Первую свою картину, по словам самого художника, Малевич написал в возрасте 16 лет. Позже она была продана другом живописца за 5 рублей, сегодня местонахождение полотна неизвестно.
Лишь в 1907 году семья Малевичей перебралась в Москву. Этот переезд, который круто изменил судьбу живописца, был тоже инициирован его мамой. Людвига Александровна устроилась работать заведующей столовой в столице и сняла пятикомнатную квартиру, где смогли жить и Казимир с женой и детьми.
Квадрат, круг и крест
С этого времени Малевич стал часто участвовать в разнообразных художественных выставках. Его ранние работы поражали экспрессивностью и яркостью красок. Композиционно картины выглядели необычно и даже отчасти безумно, но художник не собирался отступать от своих принципов. Он уже тогда начал создавать собственные законы в живописи. Появились полотна, которые были выполнены в придуманной им технике – они все больше напоминали футуристическую живопись, которая получила название кубофутуризм, а позже кубизм.
Художника постоянно преследовало отсутствие денег. Ему часто не хватало средств даже на материалы для рисования, поэтому живописец нередко писал на уже использованных холстах. Переломной в его творчестве стала картина «Корова и скрипка». Он даже написал на обороте картины такие слова: «Алогическое сопоставление двух форм – «корова и скрипка» – как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками».
Вскоре, в 1915 году, он написал свою самую знаменитую картину «Черный квадрат». Именно этот рисунок стал основой для создания целого направления, которое позже Малевич назвал «супрематизмом», от «супрема» – главенствующий, доминирующий. Это полотно, кстати, является одним из элементов триптиха, куда входят также «Черный круг» и «Черный крест», а также триады, в которой еще были «Белый квадрат» и «Красный квадрат».
«Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие», – объяснял замысел сам живописец.
Любопытна судьба картин, известно четыре «Черных квадрата», выполненных рукой автора.
Два хранятся в Третьяковской галерее, один в Русском музее, четвертый же кочевал по частным коллекциям, пока не был приобретен русским меценатом и передан в петербургский Эрмитаж. В Русском музее хранится «Черный круг», а вот у «Черного креста» необычная судьба. Эта картина хранилась у советского коллекционера до 1977 года, затем шведский литературовед увез в Швецию. Вскоре он продал полотно за 4,5 миллиона франков парижскому музею.
Супрематический гроб
В 1922 году Малевич с несколькими учениками переехал в Петроград, где много работал и участвовал в выставках. Он часто спорил с другими художниками за право называть собственное направление супрематизмом. После революции Казимир Северинович занимал различные посты в официальных органах Народного комиссариата просвещения, преподавал в художественных мастерских. В 1927 году ему удалось съездить в заграничную поездку, Малевич побывал в Варшаве и Берлине с персональными выставками. Несмотря на всемирную известность, художник так и не разбогател и всю свою жизнь был вынужден подрабатывать преподаванием.
Казимир Малевич умер в Ленинграде 15 мая 1935 года в возрасте 56 лет. Несколько последних лет жизни его мучила неизлечимая онкологическая болезнь.
По завещанию, после смерти тело Малевича поместили в супрематический гроб, в виде креста с раскинутыми руками. Позжепокойника кремировали, а прах похоронили недалеко от подмосковной деревни Немчиновка. В годы Великой Отечественной войныместонахождение могилы художника было утрачено, известно лишь примерное место захоронения.
Основоположник супрематизма так и не научился при жизни выгодно продавать свои картины. Большая часть его полотен хранится в коллекциях музеев, зато остальные работы Казимира Малевича в настоящее время вызывают на аукционах огромный ажиотаж и продаются за десятки миллионов долларов.