Высочайший указ об учреждении в Михайловском дворце Санкт-Петербурга «Русского музея императора Александра III» был подписан 120 лет назад, 13 апреля 1895 года.
В настоящее время Государственный Русский музей является крупнейшим музеем русского искусства в мире. Его коллекция насчитывает 407,5 так называемых единиц хранения. В преддверии памятной даты SPB.AIF.RU вспомнил 10 шедевров живописи, которые увидеть можно в Русском музее.
Архип Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880
Берег реки. Линия горизонта бежит вниз. Серебристо-зеленоватый свет луны отражается в воде. «Лунная ночь на Днепре» - одна из самых известных картин Архипа Куинджи.
Магия пейзажа покорила великого князя Константина Константиновича, который приобрел ее за большие деньги прямо из мастерской художника. С любимой картиной князь не захотел расстаться даже во время кругосветного путешествия. В итоге его прихоть чуть не погубила шедевр Куинджи – из-за морского воздуха изменился состав краски, пейзаж стал темнеть. Но, несмотря на это, картина и по сей день обладает магической притягательностью, заставляя зрителей долго вглядываться в нее.
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи». 1830—1833
«Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!» - так написал об этой картине поэт Евгений Баратынский. А британский писатель Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».
Полотно размером 465,5×651 см выставлялось в Риме и в Париже. В распоряжении Академии художеств она оказалась благодаря Николаю I. Картину в дар ему преподнес известный меценат Анатолий Демидов, и император решил выставить ее в Академии, где она могла бы служить руководством для начинающих живописцев.
Стоит отметить, что Карл Брюллов изобразил себя на фоне разрушающегося города. Автопортрет художника можно увидеть в левом углу картины.
Илья Репин. «Бурлаки на Волге». 1870-1873
Лето 1870 года, проведенное художником на Волге в 15 верстах от Самары, оказало большое влияние на творчество Ильи Репина. Он начинает работу над полотном, в котором многие потом усмотрели философский смысл, воплощение покорности судьбе и силу простого народа.
Находясь среди бурлаков, Илья Ефимович Репин знакомится с бывшим священником Каниным, с которого он позже создаст много эскизов для картины.
«Что-то в нем было восточное, древнее. А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак», - говорил о нем мастер.
Илья Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1880-1891
«Ты - шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!» По легенде так начиналось письмо, которое запорожские казаки написали в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение. Известный сюжет лег в основу знаменитой картины Ильи Репина.
Виктор Васнецов. «Витязь на распутье». 1878
Поэтический дух народных преданий мастерски передан в работе Виктора Васнецова. Впервые полотно было представлено на суд зрителей в 1878 в рамках передвижной выставки.
Над картиной художник работал несколько лет. В первых вариантах богатырь был обращен лицом к зрителю, но позже композиция была изменена. В Русском музее хранится более поздняя версия картины – 1882 года. Первая версия 1878 года находится в Серпуховском историко-художественном музее.
Стоит отметить, что сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника, который похоронен на Введенском кладбище.
Иван Айвазовский. «Девятый вал». 1850
Созданная в 1850 году картина «Девятый вал» была приобретена Николаем I.
Девятый вал, в представлении мореплавателей, является самым сокрушительным. Именно его предстоит пережить героям картины, потерпевшим кораблекрушение.
Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910
Знаменитая танцовщица и актриса Ида Рубинштейн вдохновляла многих художников: Кееса ван Донгена, Антонио де ла Гандара, Андре Дюнуайе де Сегонзака, Леона Бакста и Валентина Серова.
Русский живописец, которого считают мастером портрета, увидел ее впервые на парижской сцене. В 1910 году он создает ее портрет.
«Монументальность есть в каждом её движении, просто оживший архаический барельеф», - восхищался ее грацией художник.
Валентин Серов. Похищение Европы. 1910
Идея написать «Похищение Европы» родилась у Валентина Серова во время поездки в Грецию. Посещение Кносского дворца на острове Крит оказало на него большое впечатление. В 1910 году картина, в основу которой легла легенда о похищении Зевсом Европы, дочери финикийского царя Агенора, была закончена.
По некоторым свидетельствам, Серовым было создано шесть вариантов картины.
Борис Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922
«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве», - так написал о художнике в своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец Федор Шаляпин.
Работа над картиной велась в квартире живописца. Комнатка, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям.
Смешной момент работы позже вспоминал сын художника. По его словам, чтобы запечатлеть на холсте любимую собаку Федора Ивановича, пришлось пойти на хитрость: «Чтобы мопс стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее».
Казимир Малевич. Черный круг. 1923
Одна из самых известных картин основоположника супрематизма – Казимира Малевича – имеет несколько вариантов. Первый из них, созданный в 1915 году, сейчас хранится в частном собрании. Второй - созданный учениками Малевича под его руководством – экспонируется в петербургском Русском музее.
Эксперты отмечают, что «Чёрный круг» для Казимира Малевича был одним их трёх главных модулей новой пластической системы, стилеобразующим потенциалом новой пластической идеи - супрематизма.