Тонкая материя
Масштаб чувствуется с первых шагов. Чего стоит подарок Дома национальностей - огромный «плакат» с приветствием на языках всех народов, населяющих Питер. Я насчитала 68.
- Мы делали выставку с любовью к представителям всех народов, - признался директор Манежа Кирилл Кузьмин. - Хотели показать, какими они пришли в Петербург три века назад, как развивались, чего достигли. Отразить их вклад в науку, образование, искусство, медицину.
Для музейщиков города это тоже смелый шаг - первый опыт в объединении «тонкой национальной материи». Не случайно, чтобы подготовить подобную экспозицию, понадобилось объединить усилия свыше 20 учреждений культуры, библиотек, заповедников, архивов. Они представили лучшее из своих основных фондов и запасников. Событием стала выставка и для многочисленных диаспор, землячеств, автономий. На открытие они пришли в национальных костюмах и устроили яркий концерт.
Вот зал, где показаны все основные мировые конфессии: православие, католицизм, протестантизм, мусульманство, иудаизм, буддизм. Отдана дать и старообрядчеству, лютеранству. Для питерцев во все времена вера оставалась вопросом сокровенным и очень важным. Об этом рассказывают документы, костюмы, картины кисти известных художников.
От бандуры до чулок
Всегда интересно знать, как жили люди, из чего складывался их быт. Возьмем, например, музыкальные инструменты, на которых играли украинцы, узбеки, немцы. Замечательно выглядят гусли-псалтырь, их еще называли «симбирские» или «чувашские». Делали такое чудо мастера фабрики Циммермана и Розмыслова. А как вам 20-струнный крезь, пришедший на невские берега из Татарстана, или немецкий 17-клапанный фагот? С ними успешно соседствуют украинская бандура и восточный торбан. Многие останавливались возле необычной виолончели. Она принадлежала Николаю II и объединила два государства - Францию и Россию. С этим названием, выгравированным изящным вензелем, и вошла в историю.
Настоящим откровением стали и... рекламные плакаты начала прошлого века. Оказывается, уже тогда наши соотечественники катались на роликовых коньках, предпочитали кофе без кофеина, широко пользовались микроскопами К. Цейса и хронометрами А. Эриксона. Меня, честно признаюсь, потряс «Штопальный аппарат для починки чулок завода «Зингер». Руководство по эксплуатации, которое к нему прилагалось, составило целую брошюру.
- Выставка получилась очень теплая и живая, - делился впечатлением председатель украинской автономии в Петербурге Василий Тегза. - Здесь прочно переплелись прошлое и настоящее. Так и полагается в большой и дружной семье.
Смотрите также:
- Дилетантизм и «развлекуха». Михаил Шемякин об умении мыслить →
- Михаил Шемякин: «В искусстве воцарилась патология» →
- Веселые картинки из жизни искусствоведа →