В Фонде Михаила Шемякина открылась выставка «Буква. Слово. Текст в искусстве». Знаменитый художник рассказал о том, почему в нашей стране даже буква играет особую роль.
Технологии и мозги
Михаил Шемякин: - Выставка уже была в Новосибирске, Майкопе, и вот - в Петербурге. Ребята сделали очень интересные работы, когда-то мы с трудом набирали на одну выставку, а сегодня идёт огромное количество достойных произведений.
Почему выставка посвящена букве, слову и тексту? В нашей стране даже буква играет огромную роль. В сталинские времена ошибка в газете могла привести к тюрьме, когда, к примеру, вместо «Красная армия» напечатали «Крысная армия». Я сам когда-то прятал самиздатовские вещи и знал, что если на меня стукнут, могу получить семь лет. Все разговоры о том, что печатная книга исчезнет - не состоятельны, ну вот появятся супергении-хакеры и погасят экраны, и что тогда?
Без компьютера мы разучились что-либо делать - только читая на экране рецепт, инструкции. Французский философ Деррида сказал, что мы вступаем в эпоху полного дилетантизма во всём, за исключением высоких технологий. Разучились работать руками, всё - нажимая кнопки. Ну, рано или поздно очнёмся и станем похожими на людей. А сегодня такие мощные технологии, а в мозгах ничего нет. Знаю ребят, которые говорят: «А мы книг не читаем, всё - через экран».
АиФ-Петербург, Елена Петрова: - Получается, что доступность информации не всегда благо?
- В моё время, когда не только литература, но и книги по современному искусству были под запретом, в библиотеке Академии художеств студентам их не выдавали - мы заводили платонические романы с библиотекаршами и по ночам читали. Мы рвались к знаниям. Поэтому я, как муравей, занимаюсь своим делом и должен воспитать из молодых не просто профессионалов, но и культурных людей.
Нам, российским художникам, выпал шанс, может быть, со временем повести мировое искусство за собой.
АиФ-Петербург: - На чём же вы основываете такое смелое заявление?
- Я всё время подчёркиваю: мы не имеем права тащиться на поводу у Запада, потому что у нас есть своя феноменальная база. Нужно только научиться ею пользоваться и понять, что у русского художника совершенно иная судьба: мы не имеем права заниматься «развлекухой». У нас трагическая, мужественная и героическая история. А много ли художников сейчас работает на тему гражданской войны? Раньше из-под палки творили, но были созданы замечательные произведения.
А мы не можем даже пользоваться тем, что нам оставлено в наследство, и разрушаем реалистическую школу. Есть такое у русского человека - «с разбегу о телегу», всё, что было в Советском Союзе, объявили бякой, это обрушилось и на искусство. Я был одним из первых, написавших в Министерство культуры письмо о том, чтобы в экстазе уничтожения памятников на политические темы не угробили ребёнка. Ведь многие монументы были созданы громадными мастерами - Томским, Вучетичем, Аникушиным. Мы просто не умеем гордиться сами собой. Всегда комплексы, которые описал ещё Достоевский, - мы всё время чего-то стесняемся, а с другой стороны - ведём себя безобразно нагло, как раб, сорвавшийся с цепи.
На вершине пирамиды
АиФ-Петербург: - На Западе люди ведь тоже становятся всё менее образованными?
- Я и не говорю, что на Западе лучше, ни в коем случае! Вот у меня был недавно студент, которого я выгнал на третий день. Он закончил Дюссельдорфскую академию художеств. В его досье - выдающиеся профессора, к примеру, Рихтер - один из самых дорогих художников, гигант в области новых течений, технологий. Начинаю проверять студента - да он рисовать не умеет! Оказывается, все эти светила не преподавали, а только приезжали получать заработную плату. А ребята учились сами, полная свобода!
И у нас сейчас приблизительно то же самое.
АиФ-Петербург: - И всё-таки, насколько государство поддерживает художников?
- Все наши выставки проходят под эгидой Министерства культуры. Вот я просил Мединского поддержать две выставки на колымской земле - в Воркуте и Магадане, а он сказал - давайте двадцать. У многих в этой земле похоронены родные, там живут люди с очень хорошей генетикой - дети и внуки полит-
заключённых. И я считаю своей святой обязанностью проводить там выставки, и министерство помогает. Нужно создавать школы, программы, которые сделают не просто художников, но мыслителей. Потому что научить рисовать можно и обезьяну. А вот мыслить нужно человека обучать.
В своё время в Америке президентом Кеннеди была дана команда создать современное искусство и поставить образ американца на вершину эстетической пирамиды. И это было сделано, и в мире зависимость от американского искусства очень большая. А мы в России в основном занимаемся спортом, физкультурой, а не культурой. А ещё Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал, что если у нации нет культуры, её существование бессмысленно.
АиФ-Петербург: - Вы учите молодых, а на собственное творчество время-то остаётся?
- Уже три года работаю над сложнейшим проектом «Русские загадки», хочу показать глубину и необычность мышления так называемого простого человека, крестьянина. Работаю по книге загадок Садовникова 1911 года, которую купил лет сорок назад.
Загадки - это баланс русского мышления между реальностью и абсурдом. Проект возрождает язык, потому что значение не всех слов из старого быта мы сейчас знаем. К примеру, что такое «светец»? А это была важнейшая принадлежность быта - в это приспособление вставляли лучины. Так что возрождаем и историю русского быта.