Отцы и дети
- главные качества человека закладываются в раннем дет.стве. Черты будущего писателя во многом определяются его кругом чтения. Что вы читали в детстве?
- Благодаря методике преподавания русской литературы в школе, интерес к ней у меня долго не проявлялся, и классику я начал читать по-настоящему лишь с 18 лет. Это смешно, когда романы Тургенева преподают ученикам, которые еще совершеннейшие дети! Большинство моих сверстников были таковыми вплоть до окончания школы. А нынешние дети, хотя и взрослеют быстрее физиологически, в духовном плане остаются недорослями еще дольше.
Конечно, все качества человека закладываются в детстве. Я родился в Москве в 1975 году и был типичным дворовым ребенком. После школы я поступил в университет на специальность "историк-архивист".
В институте у нас был список литературы, рекомендованной к экзаменам. Тогда он был мне не очень интересен, зато сейчас я с удовольствием покупаю и читаю многие книги из этого списка, например "Жизнь двенадцати цезарей" Светония. А в то время в круг моего чтения входили современные английские и американские писатели, от Сэлинджера до Чака Поланика.
- Как ваш винный бизнес соотносится с полученной в вузе специальностью и занятиями литературой?
- Бизнесом я стал заниматься еще в институте, на 2-м курсе, из-за этого были жуткие проблемы с учебой. Но в то время многие мои однокурсники начали работать.
Гуманитарное образование полезно тем, что дает возможность находить себе применение в совершенно разных областях. А институт дал мне три вещи: кругозор, коммуникабельность и риторику. Когда работаешь с иностранными партнерами, у тебя широкий спектр тем - ты способен говорить обо всем, что может быть интересно партнеру, от английской истории до современной французской литературы.
Печорин наших дней
- Героя "Духless" часто сравнивают с Печориным как с "героем нашего времени". Вы считаете своего персонажа типичным представителем общества?
- Во времена Лермонтова дворянство составляло несколько процентов от общей численности населения. И книги читали преимущественно дворяне. Сейчас основная читательская аудитория - сотрудники офисов. Это тоже несколько процентов. Рабочие заводов в основном смотрят телевизор.
О прямой параллели между моим героем и Печориным говорить нельзя. Но если не сравнивать особенности стилей и меня с Лермонтовым, то проблемы, которые стояли перед Печориным, с течением времени никуда не ушли - просто сменились декорации. Мы так же думаем о самостоятельном русском пути, о национальной идее, о философии - ничего не изменилось. Существует нравственный кризис, не исчезли такие переживания, как любовь и ненависть. И основная задача литературы - не давать ответов, а показывать четкий оттиск эпохи или указывать генеральные линии поведения.
- Вы стремитесь рисовать картину эпохи?
- Разумеется, я стопроцент.ный бытописатель. "Духless" - это история Москвы, и, возможно, лет через сто книга окажется подспорьем для историков. Это очень четкий фотографический снимок со множеством конкретных деталей, представляющих ценность для историков будущего. Возможно, наши потомки скажут: "Книга так себе, но вот был типичный герой, который совершал такое-то количество традиционных шагов для того времени".
Презирая форматы
- Многие бизнесмены сегодня отошли от дел, получают дивиденды и занимаются любимым делом. Вы не хотите посвятить себя целиком литературному творчеству?
- Таких бизнесменов называют молодыми пенсионерами. Я не из их числа.
Для меня литература - это увлечение. Мне нравится писать в жанре короткой прозы или публицистики. Много пишу в Интернете, поддерживаю обратную связь с читателями. Но если пытаться зарабатывать литературой, то можно уйти в банальщину и начать писать на потребу публике.
А бизнес для меня - это дисциплина. Я люблю хорошо поесть, поспать, и если не буду заниматься бизнесом, то очень скоро впаду в эпикурейство, превращусь в классического Обломова.
- Судя по нашей беседе, вы во многом отличаетесь как от героев своих книг, так и от того Сергея Минаева, которого представляют нам СМИ.
- Безусловно, образ Сергея Минаева сформирован средствами массовой информации. При этом большинство журналистов, бравших у меня интервью, моих книг не читали. Как работают современные журналисты? Залезают в Интернет, составляют небольшое портфолио и лупят бедного автора одними и теми же вопросами: сколько вы заработали, какие наркотики употребляли, как часто ходите на гламурные вечеринки, что модно носить. Механика примитивная. Когда появилась моя книга, перед журналистами встала задача найти имя новому явлению. Тогда была известна Оксана Робски, раскрученный бренд категории "гламур", поэтому мне присвоили ярлык "антигламур". Вдумайтесь, что такое "антигламур"? Это все равно что "антифастфуд"!
Разговаривая с журналистами, я сначала старался сменить тему. Но им это неинтересно. И тогда я, чтобы не злиться, стал развлекаться. Вот, например, брала интервью девушка из модного глянцевого журнала, весь разговор крутился вокруг брендов - какой у вас дизайн, какие предметы у вас дома стоят и так далее. Ну, я и говорю не моргнув глазом, что мой любимый дизайнер - Альберт Шпеер (архитектор, автор грандиозных шоу партийных съездов фашистской Германии, а во время войны один из главных людей Третьего рейха, отвечавший за немецкую промышленность). Она так и пишет: дизайн от Шпеера. Ну, и так далее.
Я как-то поинтересовался, почему они задают именно эти вопросы. Ответ был убийственно убогим: "Таков формат, в котором мы работаем". Хочется спросить: "А кто этот формат создает? Разве не вы? Что первично? Если формат, то на всей журналистике надо крест ставить!"
- Под влиянием этого общения родилась идея "Media Sapiens" - книги о политтехнологиях и СМИ?
- Нет, мне был интересен этот мир с другой стороны. В течение года я входил в тему, побывал во всех заповедных местах, куда смог попасть. Я разговаривал с людьми, прочитал несколько коробок книг. И таким образом собрал планктон, из которого все вырастает.
Будущее
не за горами
- Сейчас вы пишете роман о будущем. Каков ваш прогноз?
- В моем будущем воплощается то, что закладывается в современном мире. Очевидно, что идет усиление власти транснациональных корпораций. Сейчас они покупают контрольные пакеты друг друга, а через некоторое время выкупят акции, принадлежащие государствам. А чему нас учит история? Если ты контролируешь экономику, то через какое-то время начнешь контролировать и политику. Понятно, что они уже начинают рулить миром.
Наш разговор состоялся перед встречей писателя с читателями. Посыпались вопросы, от которых Сергей лихо отбивался в течение полутора часов:
- Каков рекламный бюджет книги?
- Большой, но не 40 % от затрат, как подозревали многие.
- Проданы ли права за границу?
- Да. Во Вьетнам.
- Приезжие в Москве не мешают?
- Они двигатели бизнеса и искусства.
- О чем "Media Sapiens"?
- О глупости.
- Для кого вы пишете?
- Посмотрите в зеркало.