102

Веселые картинки из жизни искусствоведа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 22/10/2003

В Центре искусств имени Дягилева на набережной Лейтенанта Шмидта, 11, открывается выставка"Веселые картинки в Татьянин день". Выставка посвящена юбилею создательницы Центра, известного питерского искусствоведа Татьяны Юрьевой. Если кого-то заинтересуют точные даты, то организаторы не таят: центру - тринадцать, Татьяне - чуть больше.

Картинка европейская

- Татьяна, в городе так много галерей, представляющих современное искусство, в чем ваше отличие?

- Ну, во-первых, галерей не так уж много, гораздо меньше, чем в Москве, а уж с Нью-Йорком и сравнивать не приходится. Во-вторых, мы были самыми первыми в Петербурге. Мне рассказывали в"Борее", что они, именно посмотрев по телевизору передачу о центре Дягилева, решили открыть свои залы. Мы никогда не были галереей, где осуществляется купля-продажа картин, у нас выставки. Причем вот уже тринадцать лет вокруг Центра группируется армия художников, среди которых такие титаны как недавно ушедший из жизни Александр Батурин, а так же Глеб Богомолов, Феликс Волосенков, Владимир Духовлинов, Левон Лазарев, Валерий Лукка, Вячеслав Михайлов, Елена Фигурина. Нет возможности назвать всех, представляю, сколько будет обиженных.

Ну а само имя Дягилева, который первый показал Европе, что такое Петербург и Россия, указывает, что у нас те же задачи. На паруснике "Мир" два года подряд я возила петербургские выставки во все страны Европы. В Париже, в Гранд-опера, мы открыли бюст Дягилева работы Левона Лазарева.

Картинка российская

- А вот в Петербурге я бы не сказала, что имя Дягилева на должной высоте. Если бы не усилия нашего Центра, не было бы мемориальной доски на доме, в котором он жил.

Зато в провинции, на Северо-Западе, мы сделали программу совершенно в дягилевском вкусе: "Диалоги художников". Я открыла такую Россию, которую никто не знал, протопала ножками мастерские провинциальных художников. Познакомилась, например, с потрясающей петрозаводской художницей Пеховой и уже сделала ее выставку в Петербурге. Ну а звездный состав наших творцов вывезла и в Петрозаводск, и в Калининград. Петербургские художники потрясли провинцию, конечно, с Центром будет дружить любой российский город, потому что мы профессионально делаем выставки.

Картинка городская

- Так деньги на все эти проекты дает город?

- В то, как мы существуем, лучше не посвящать (смеется). Сама-то я могу заниматься Центром, потому что получаю зарплату как профессор Смольного института свободных искусств и наук. Больше всего Центр поддерживает Комитет по внешним связям. Правда, его возможности ограничены. О Комитете по культуре лишь скажу, что сейчас вся надежда на нового председателя. В Петербурге нет политики в области культуры и художественного рынка, нет современных правил развития. Но ведь город не может быть только музеем древностей. В Москве благодаря вниманию Лужкова меценаты имеют налоговые льготы, и нет бедствующих галерей. Мэр сделал многое, чтобы все хотя бы кормились. Правда, само столичное искусство, на мой взгляд, хуже, чем питерское, - это слабое подражание западным новациям, которые давно в прошлом, да еще с оттенком глобализма. Питер держится обособленно.

- Что город может сделать для художника - понятно, а художник для города?

- Было время в начале перестройки, когда художник определял ситуацию в городе, потому что не было еще ни спектаклей, ни фильмов интересных. А выставки были. Я работала с разными художниками, в том числе с Тимуром Новиковым, Сергеем Бугаевым (Африкой), Ольгой Тобрелутц, Володей Игумновым. Наш Центр делал выставки в Таврическом дворце, как когда-то Дягилев.

Картинка памятная

- Какие из многочисленных новых монументов кажутся вам удачными, а какие - нет?

- Мне нравится памятник Сахарову Левона Лазарева, хотя, наверное, горожанам нужно время, чтобы к нему привыкнуть, он может вызвать шок. Замечательный памятник Ахматовой сделала Галя Додонова, а Блоку - Евгений Ротанов. Недавно я познакомилась с проектами монумента Иосифу Бродскому. Мне кажется, то, что предложили Владимир Цивин и Феликс Романовский, будет событием. А вот как можно было такого Тургенева поставить! Там ведь главное - невероятных размеров скамейка. Над кем смеетесь? Мне как-то Эрнст Неизвестный расказывал, что студентом подрабатывал тем, что лепил сапоги к памятникам Сталину. Ну а теперь можно лепить скамейки. Большинство новых монументов город испортили.

...Если о роли художника говорить высоким стилем, я бы сформулировала так: его задача - гуманизировать общество. Как это удалось человеку из совсем другой, кинематографической сферы. Я имею в виду картину Звягинцева "Возвращение".

Картинка детски-студенческая

- Получается, что неудачные памятники уж никак не могут гуманизировать обшество, городскую среду. Вот у людей и возникает ироничное отношение к современным художникам. Кстати, вы бы посоветовали водить детей на выставки актуального искусства?

- Обязательно. У нас дома много работ современных художников, и моя трехлетняя внучка очень ими интересуется, она уже умеет оставаться наедине с картиной. Хотя, конечно, тут надо быть осторожным, потому что среди выставок случаются слабые. Компьюторное искусство наступает в том числе и на детей, но тем более надо быть внимательными к рукотворному.

Вот декан филологического факультета Петербургского университета Сергей Богданов полон идей пропагандировать современное искусство. Наш Центр подарил Университету коллекцию работ петербургских мастеров, нам хочется, чтобы у вуза был свой музей, жаль, что пока экспонируется незначительная часть собрания. Коллекция постоянно пополняется. Ну а в здании на набережной Шмидта мы имеем зал, в котором меняется экспозиция. Студенты проявляют интерес, встречаются с художниками, пишут курсовые.

Картинка личная

- Татьяна, а что вы так бьетесь за современное искусство?

- Я закончила Академию художеств, потом - аспирантуру, была доцентом, преподавала. Но в 1989 году ушла "в никуда". Мне стало тесно в рамках Академии, я поняла, что наступает новое время и есть целая когорта художников, которых никогда официально не выставляли. Мы первыми издали каталог современного искусства, насчитывающий 100 имен! Нас тогда очень поддержал Собчак.

- Центру 13 лет, сделано много, но развитие современного искусства, использование его во благо города продолжает быть уделом энтузиастов. Не очень-то веселые картинки получаются.

- Конечно, случается, что опускаются руки. Но Феликс Волосенков мне как-то сказал: "Ты можешь больше, чем мы, потому что ты - женщина".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах