Юрий Шварцкопф: музыка помогает пережить любые трудности

   
   

«В сложное время народу нужна хорошая мелодрама»

- Юрий Алексеевич, приближается важная для нашего города дата – 65-я годовщина полного снятия блокады. Санкт-Петербургскому государственному театру Музыкальной комедии выпала особая судьба: именно он помогал ленинградцам пережить те страшные дни, каждый вечер радуя зрителей спектаклями. А какие постановки вы готовите к 27 января?

- Да, наш театр - единственный в мировой истории, всю войну отработавший в Ленинграде и выпускавший в блокаду премьеры. Естественно, это забыть нельзя, но процесс исторической памяти, на мой взгляд, интимный, а не такой пафосно-открытый, чтобы с него снимать дивиденды. Так мы и стараемся делать: всегда в январские дни даем общедоступные концерты для ветеранов. Нынче они будут 24, 25 и 26 числа. В каждом концерте прозвучат военные песен, а также отрывки из спектаклей, которые шли во время блокады в театре. В постановках заняты все наши ведущие артисты.

- Наверняка в театре есть «блокадные» истории, которые передаются из поколения в поколение. О чем вы рассказываете молодым артистам, только поступающим на службу?

- В театре осталось немного людей, которые работали в нем тогда. Я счастлив, что и сегодня на нашей сцене блистает народная артистка Зоя Виноградова. Старшему поколению запомнилось, что это были очень холодные времена, стоял страшный мороз. А ведь оперетта - всегда открытые плечи и руки, и безумно трудно обмахиваться на балу, когда на сцене несколько градусов! Поэтому за кулисами на артистов накидывали, какие могли, полушубки, отпаивали их кипятком. А после надо было танцевать, но чтобы танцевать, нужно иметь разогретые ноги, - серьезное дело… Вот такие не сверхрадостные, но оптимистичные воспоминания, потому что театр выжил, хотя многие артисты работали во фронтовых бригадах,  - ездили, давали концерты.

- А, кстати, чье это было решение – что театр будет работать?

- Думаю, решение городских властей. И они не прогадали: каждый вечер были аншлаги. Мне кажется, потому, что в любое сложное время народу нужна хорошая мелодрама, а Ленинградский театр Музыкальной комедии всегда входил в когорту ведущих театров страны, в нем были блистательные артисты.

   
   

- Блокада и финансовый кризис, конечно, явления несопоставимые. Но как все-таки экономические трудности отразились на театре?

- Даже во время войны в театре были премьеры. Сегодня мы стоим на пороге того, что в этом году не будет ни одной премьеры из запланированных нами.   Пока на это нет денег. Естественно, мне надо что-то придумать, ведь это самое страшное, когда театр не выпускает новых спектаклей. Но несмотря ни на что мы проведем международный гала-концерт известной оперетты в мартовские праздничные дни: к нам приедут звезды Будапештской оперетты, артисты из Вены, Бухареста, наши ведущие звезды. Концерт будет делать наш главный приглашенный дирижер из Австрии Питер Гут. После этого, 14 марта, хотим сыграть на малой сцене премьеру детского спектакля «Очарованный сад».

Оперетта  - вне конкуренции

- Слова «опера» и «оперетта» очень похожи, чем же все-таки отличаются эти понятия? Оперетта – что-то более легкое и несерьезное? (Полина Румянцева)

- (смеется) Ну, это, во-первых, совершенно разные жанры. В чем-то схожи, а  в чем-то и несхожи, потому что в опере только поют, а в оперетте еще и танцуют, разговаривают. Оперетта, с одной стороны, относится к более легкому жанру, с другой стороны, настоящие певцы из оперетты могут работать в опере, и мы такие примеры знаем. Но чтобы кто-то приходил из оперы работать только в оперетту, наверное, не бывает. Хотя практически все выдающиеся певцы в своем репертуаре имеют арии из лучших оперетт: это и Элизабет Шварцкопф, и Доминго, и Нетребко. Огромное число людей, потому что в жанре оперетты тоже есть великая музыка.

-Юрий Алексеевич, как вы считаете: не вытеснят ли оперетту популярные сейчас мюзиклы? (Нина Ивановна)

- Мюзиклы, естественно, оперетту подвигают. Это происходит повсеместно, особенно в странах, которые по культурному направлению ближе к Америке. При этом многие театры совмещают в репертуаре и оперетту, и мюзиклы, так как они понимают одно: чтобы привлечь молодого зрителя, надо пытаться ставить и мюзиклы, хотя это совершенно другая технология существования актера на сцене, она требует много другого, чего раньше не было принято в оперетте.

Мы мюзиклы ставим. У нас идет «Милый друг» Марка Розовского и Виктора Лебедева; шоу-программа «Мечты о танго»… Второй год с большим успехом идет мюзикл «Чикаго»- высоко оценен целым рядом критиком. При этом  хорошие классические оперетты идут с таким же аншлагом, как и «Чикаго». Но вот публика процентов на 50 разная. За счет таких направлений мы привлекаем новые ручейки публики.

- Вы сказали, что в театр приходит молодая публика. А в труппе много начинающих артистов? (Сергей Арсеньев) 

- В труппе много молодежи  и ее должно быть много. Приятно, что эта молодежь появилась за последние два – два с половиной года. Потому что для меня самое страшное (думаю, также как и для многих зрителей), когда выходит Сильва, которой глубоко за 50, и поет о любви… Мы привезли молодых актеров из Красноярска, Омска, Москвы, Екатеринбурга, ребят отсматривала наша консерватория.

Я могу назвать те имена, с которыми мы связываем надежды: это, безусловно, Карина Чепурнова, наша восходящая звезда; это Анна Зайцева  и Наталья Чичканова из Москвы; Андрей Данилов из Омска; Дмитрий Даниленко и Юлия Самойленко из Петербургской консерватории.

 

«Человек без чувства юмора – трагедия для всех»

- Люди мало-мальски знают имена оперных певцов, а вот с опереттой как-то туговато. Почему так происходит? Можете назвать имена звезд? (Наталья)

- Могу назвать и могу сказать, почему это происходит. Потому что любая популярность происходит от телевидения. Если вы вспомните старые времена, то в основном телепостановки шли с театральными актерами. Почему Татьяна Шмыга имеет такую популярность? Она была все время звездой театра, но, наверное, суперпопулярность к ней пришла, когда она сыграла у Рязанова в кино. Георг Отс  - блистательный оперный певец. Но он стал широко известен, когда сыграл мистера Икс в одноименном фильме. То же самое можно сказать о Гликерии Васильевне Богдановой-Чесноковой и многих других...  Сегодня же это все вымерло. Сегодня у нас с вами звезды актерского цеха это те, кто играет в сериалах, которые на 99 процентов приличный человек не смотрит, потому что нельзя смотреть по качеству.  Но они раскрученные звезды, их все знают.

Сегодняшние звезды нашего театра  известны в профессиональной среде – не более того. О них никто не может сказать, кроме, быть может, Зои Виноградовой, которую то поколение знает опять же по фильму «Мистер Икс». Молодых я вам назвал. Если говорить о среднем поколении, то это Светлана Лугова, Алина Алексеева, Александр Байрон, Валерий Матвеев. Знаете, я половину своих перечислю, и про всех них можно сказать – они звезды этого жанра. Вне зависимости от того, имеют звания или не имеют. Чаще всего мы работаем с зарубежными постановочными бригадами, так вот все они говорят: у вас по качеству труппа европейского масштаба.      

- Люди, которые выдают шутки на сцене, нередко бывают мрачными в жизни. А артисты театра Музкомедии переносят опереточную легкость и веселость в жизнь? (Татьяна Васильева)

- Знаете, самое сложное, чтобы шутка, произнесенная со сцены, была вкусна и не пошла. Оперетта часто не любима потому, что, к сожалению, эта тонкая грань между интеллигентностью и пошлостью бывает перейдена. Я знаю блистательных артистов, которые играют на сцене комические роли и такие же смешные в жизни – например, тот же Арташес Араратян или Женя Тиличеев. Просто есть люди, у которых юмор добрый, как у того же Араратяна, есть те, у кого он остро-саркастический, как у Жени Тиличеева. Есть люди, у которых юмор очень специфический, как, например, у бывшего работника театра Бориса Смолкина.

Но чаще всего исполнители комических ролей все-таки не переносят эту свою черту в обычную жизнь. Аркадий Исаакович Райкин был очень грустным человеком и никогда не выносил тот огромный заряд позитива в свою жизнь. Над шутками того же Светина иногда хочется до колик ржать, но в жизни он нормальный человек, хоть  с чувством юмора. Вообще, я считаю, человек без чувства юмора – трагедия для всех. 

 

- Существует мнение, что значительный вес оперных певцов и певиц нужен для того, чтобы они могли выдерживать вокальные нагрузки. А вот в оперетте артистки все сплошь стройные, хотя им тоже нужно петь. Как же объяснить этот парадокс? (Мила)

- Во-первых, никакого парадокса нет. И в оперетте есть, скажем так, не очень стройные артистки. Просто моя установка в этом театре – если ты не в форме, приди в нее. А все идет, мне кажется, от распущенности. Как сказала великая певица всех времен Галина Павловна Вишневская, «надо меньше жрать». Только и всего. Надо следить за собой и понимать одно: ты выходишь на сцену и если по внешнему виду не соответствуешь, надо не выходить. Если голос у тебя звучит сказочно и прекрасно – чудно, для этого существует радио, диски, когда мы тебя не видим, но наслаждаемся твоим великолепным голосом. Сегодня, по крайней мере в оперетте, и на молодых, и на актрис среднего поколения приятно смотреть. Так и должно быть, а иначе не понятно, почему люди так любят оперетту.

Любой вокалист должен нормально, но правильно есть. У каждого свои секреты, но еще раз говорю: в принципе, если не брать какие-то вещи, связанные со здоровьем, то нужно вспомнить озвученный мною девиз Галины Павловны.   

Смотрите также: