Новые варвары. Кто не щадит памятники искусства?

Татьяна ШВЕЦОВА / АиФ-Петербург

В последние недели в новостных сводках постоянно появляются сообщения о бесчинствах современных варваров. Одно из последних: в Гатчинском парке хулиганы накрасили ярким лаком ногти «Сатиру, играющему на дудочке». Теперь обезображенной скульптуре предстоит длительная реставрация.

   
   

Кентавры-инвалиды

Гатчину вандалы почему-то любят особенно.  

- В мае этого года мы установили четыре прекрасные скульптуры, каждая по 3,8 млн руб. Три уже пострадали, - рассказывает Анна Паркалова, главный хранитель парка ГМЗ «Гатчина». - Первой приняла удар «Амазонка», её постамент разрисовали цветными мелками. «Афину-Палладу» исцарапали чем-то острым. Ну а «Сатиру» сделали «педикюр». Лак на ацетоне быстро проник внутрь камня на 2 мм, поэтому убрать его можно только механическим путём. Такая операция стоит свыше двух миллионов рублей. Хорошо, что реставраторы пошли нам навстречу и пообещали восстановить памятник бесплатно.

Не легче и Летнему саду. Там скульптуры начали портить ещё в XVIII веке. В итоге из 150 статуй, которые привёз Петр I, сегодня осталось 92.

- Я вынимала погашенные окурки из глазницы римского императора, видела печать Технологического института на лбу «Аллегории осени», - говорит Галина Хвостова, хранитель скульптуры Летнего сада. - Многим почему-то очень хотелось отнять у Минервы копьё. Милиция как-то догнала обидчика богини - человек не мог объяснить, почему он это сделал. Однажды, когда отмечался день взятия Бастилии, военные залезли на решётку и сняли с вазы ручку. Потом командир приходил извиняться.

- У нас кентавры стали инвалидами, - поддержала коллегу Светлана Фёдорова, главный хранитель объектов культурного наследия Павловска. - Потому что каждый хотел на них взгромоздиться и запечатлеть на фото себя любимого. Люди ломают скамейки, урны, садятся на львов, хотя рядом стоят таблички, что этим творениям 250 лет!

"Люди ломают скамейки, урны, садятся на львов". Фото: www.russianlook.com

В Петергофе в прошлом году установили особым образом позолоченную скульптуру, позволяющую не закрывать памятники зимой. Тем не менее каждый проходящий, а за сезон уникальный комплекс посещают до 4 млн человек, считал своим долгом потереть сверкающую фигуру, мол, чтобы золото водилось. В итоге всё протёрто до грунта. 

   
   

Бить рублём

Как остановить беспредел? Возможностей немного. В УК России есть ст. 214, карающая за «порчу и осквернение памятников или госимущества». Однако по сравнению с многомиллионными убытками наказание по ней мягкое: штраф до 40 тыс. руб., обязательные работы 120-180 часов или арест до трёх месяцев. Большинство музеев вооружается серьёзной системой видеонаблюдения, привлекает усиленную охрану, но и эти меры не очень спасают. Охрана, например, не имеет права задерживать нарушителей, вызывает полицию, а та не всегда приезжает. Случится ЧП - тогда прибудем, обычно заявляют стражи порядка. Вызов аварийной службы тоже обходится бюджету минимум в 30 тыс. 

Чтобы сберечь шедевры в исторических парках, сегодня массово заменяют подлинники копиями. Так, вместо Аполлона Бельведерского в Павловске поставили двойника, однако и тому достаётся. На Смоленском кладбище сбили уже две статуи Чинизелли, основателя петербургского цирка. 

- Иначе чем рублём нашего человека не возьмёшь, поэтому штраф в случаях вандализма должен быть адекватен ущербу, - считают Юрий Приютко, начальник отдела мемориальной скульптуры ГМГС. - Во сколько обойдётся реставрация, такую сумму пусть нарушитель и заплатит. Думаю, если бы делающие педикюр «Сатиру» знали, что выложат по два миллиона, вряд ли пошли на такое. 

Может, законодателям прислушаться к профессионалам? 

Смотрите также: