Андрейс Жагарс: «Ищу правду… в опере»

   
   

Интересно, что знатоки отечественного кино знают Андрейса как киноактёра - он играл одну из главных ролей в комедии Владимира Бортко «Удачи вам, господа!».

Ищите женщину

- "АиФ": Андрейс, как вы совершили прыжок из кино в оперу?

- Андрейс ЖАГАРС: Я не только снимался в кино, но и 12 лет был актёром в драматическом театре. Когда Латвия отделилась от СССР, новые лидеры страны захотели поменять дух, мышление руководителей учреждений культуры. В 1996 году я попал в эту волну. И хотя думал, что ещё не готов стать директором оперы, но второго предложения могло и не быть (улыбается). Первые годы занимался только администрированием. Заскучал, и уже думал возвращаться в драматический театр и кино, но тут появилась возможность поставить спектакль. Понимал, что если директор делает спектакль, то - чтобы ни у кого хлеб не отнимать - надо брать то, что никто не хочет. Это был «Летучий голландец» Вагнера - всего 10 дней репетиций для фестиваля в Швеции.

Многие отговаривали - провалишься! Но постановка получилась, заглавную партию пел Евгений Никитин из Мариинского театра - очень выразительно и сильно. С 2003 года я начал делать спектакли, сейчас у меня уже 13 постановок в разных странах мира.

- "АиФ": Знаю, что вы часто приглашаете в Ригу солистов Мариинки, и за укрепление российско-латвийских связей в июле получили - вместе с Раймондом Паулсом - российскую награду.

- А. Ж.: Это был орден Дружбы. У нас в Латвийской опере, действительно, часто поют солисты Мариинского. С мо-

лодым дирижёром театра Михаилом Татарниковым скоро будем делать у нас «Евгения Онегина».

   
   

- "АиФ": Вы сотрудничаете и с Михайловским театром…

- А. Ж.: Тут замешана женщина! Генеральный консул Латвии Ивета Серс. Она мне давно говорила, что в Михайловском театре - новый директор Владимир Кехман, с интересными идеями. И вот Владимир приехал в Ригу, посмотрел мою постановку моцартовского «Дон Жуана», загорелся совместным проектом. У нас в планах - обмен солистами, спектак-

лями.

- "АиФ": Почему первым проектом стал «Бал-маскарад»?

- А. Ж.: Это предложение Михайловского театра. Я-то больше люблю музыку ХХ века, поклонник Шостаковича, Бриттена. Как режиссёр, опираюсь на драматическое искусство, ищу правду в оперном жанре - это мой почерк. А в опере «Бал-маскарад» музыка и стилистика произведения провоцируют певцов на исполнение «номеров».

- "АиФ": Преодоление штампов было самой большой трудностью?

- А. Ж.: Да, мы месяц работали над этим. Меня удивило и то, что артисты не очень активно работали с итальянским педагогом, приглашённым Кехманом. Но ведь если вы стремитесь к успеху, нужно взять от маэстро всё. Я бы его просто высосал!

Трамплин в Риге

- "АиФ": Латвийские певцы мыслят более современно?

- А. Ж.: У нас в Латвии годы самостоятельности заставили работать, конкурировать - и в 30 лет люди становятся мировыми звездами. Вот Элина Гаранча… Студенткой она гладила у иностранцев рубашки, чтобы заработать, носила очки с толстыми стеклами, была полная, пела в хоре. Теперь стала красивой и стройной, выступает в Метрополитен-опера, в Ковент-Гардене, пела с Нетребко в Баден-Бадене, работает с ведущими дирижёрами.

В театре мы создаем условия для выращивания собственных звёзд: есть студия молодых певцов, уроки дают педагоги из Италии, Австрии, Амстердама, приглашаем мировых агентов на прослушивание талантов. Рига становится для них трамплином, и они всегда с удовольствием возвращаются на родную сцену.

- "АиФ": А какова культурная жизнь в Латвии?

- А. Ж.: Наш народ любит театр, на население 2,3 миллиона человек у нас девять драматических театров. Есть ещё частные. Поскольку Латвийская опера - единственная в стране, зал всегда полон, в репертуаре 17 опер и 16 балетов. До кризиса мы делали 7 премьер в год, сейчас 4-5.

- "АиФ": Вы окончательно связали жизнь с оперой?

- А. Ж.: Последний год работал в сумасшедшем режиме, так много предложений. Зовут сниматься в кино - но ведь вернуться надо ярко! Возможно, снимусь в картине с японской актрисой в Португалии.

Смотрите также: