Премьерные показы балета «Ромео и Джульетта» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира на музыку Сергея Прокофьева состоятся 19 и 20 декабря на обновленной исторической сцене БДТ имени Товстоногова.
Спектакль для Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона поставил молодой балетмейстер и солист Мариинского театра Антон Пимонов. Для него это не первый опыт сотрудничества с театром Якобсона – в качестве хореографа он в начале этого года представил одноактные балеты «Iberia» на музыку Дебюсси и «В темпе снов» на музыку все того же Прокофьева. «Ромео и Джульетта» стал его первой крупной работой. Перед балетмейстером стояла задача гармонично переплести академичный и современный танец, поскольку этого требовал сюжет, задуманный режиссером – художественным руководителем Рижского русского театра им. М. Чехова Игорем Коняевым.
Для Игоря Коняева это первая работа в балете. По его признанию, самым сложным было не вписаться в рамки непривычного жанра, а сплотить участников. «Никто не понимает, что главное в работе режиссера – каждый раз заново находить общий язык с группой, добиваться, чтобы все друг друга слышали, - поделился режиссер с корреспондентом SPB.AIF.RU. – Легендарный британский режиссер Питер Брук говорил, что 50% репетиционного времени тратит именно на сближение участников спектакля. Моя задача в этой постановке была затруднена еще тем, что это балет, а танец имеет право сочинять только хореограф – я могу лишь подавать идеи. Кроме того, необходимо было изобрести два языка для двух задействованных в спектакле стилистик: современной и классической. Это оказалось непросто, но я доволен результатом и верю, что зрители поймут и оценят нашу работу».
Зрителям предстоит увидеть весьма смелую трактовку шекспировской трагедии, в которой действие разворачивается за театральными кулисами, а конфликт между двумя семействами превращен в войну двух актерских династий.
В центре постановки оказались противостояние традиции и новаторства, борьба идей и поиск равновесия. Чтобы добиться нового звучания, Игорю Коняеву пришлось изменить классическое либретто, написанное Сергеем Прокофьевым, Сергеем Радловым и Адрианом Пиотровским в 30-х годах прошлого века. Однако режиссер признается, что старался как можно меньше вмешиваться в оригинальную драматургию и вносил коррективы лишь там, где нужно было показать второй – балетный – смысл истории.
Перед зрителем предстанут две балетные труппы — Capulet Classic Ballet Theatre и Montague Modern Dance Theatre, символизирующие, соответственно, традиционную и современную танцевальные школы.
По словам Антона Пимонова, в спектакле будет много эпизодов с участием кордебалета, дуэтов и сольных номеров. Роль Джульетты исполняет солистка театра Алла Бочарова, Ромео - Максим Зюзин.
Количество декораций сведено к минимуму, как и использование театральной бутафории. Балетмейстер все мизансцены, вплоть до сцены драки, предпочел решить хореографически. Тем не менее, авторы обещают, что сценография впечатлит зрителей своей функциональностью. Каких-либо эпатажных включений в традиционный сюжет, кажется, ожидать не следует.
Антон Пимонов признается, что старался не показать конфронтацию двух балетных школ, а выявить что-то общее в классическом и современном танце, продемонстрировать, как они могут сочетаться и дополнять друг друга. В этом ему, безусловно, помогла любовная линия спектакля – Джульетте в наряде шекспировских времен предстоит танцевать с Ромео, на котором надеты джинсы и майка.
Постановка приурочена к 450-летию со дня рождения Уильяма Шекспира.