Знаменитой Музкомедии исполнилось 80 лет. У театра славная, но трудная история: он, единственный, работал в осажденном городе все 900 дней блокады, а в мирное время закрылся на ремонт почти на 15 лет и потерял часть своего зрителя. В последние годы в Музкомедии произошли революционные изменения: репертуар обновлен, к работе над спектаклями привлекают режиссеров из Венгрии и Австрии, стран-хранительниц традиций оперетты, появились мюзиклы.
Инициатор перемен - генеральный директор Юрий Шварцкопф, широко известный в театральных кругах. Тридцать лет назад именно в Музкомедии Юрий Алексеевич начинал карьеру, потом он был директором театра им. Комиссаржевской, Мариинского, Филармонии, а в последние годы совмещает директорство в Музкомедии и в Мариинке!
«Нестрашная» авантюра
- Юрий Алексеевич, как получилось, что вы - «технарь» по образованию, пришли в театр?
- Инженерная карьера продвигалась успешно, а потом мне… надоело. Друзья в театральной сфере позвали заместителем директора в Музкомедию.
И хоть этот театр я хорошо знал, в определенной степени моя новая работа была авантюрой, так же, как и приход в Мариинский. Когда меня спрашивали: «А не страшно?», я отвечал - нет. Потом понял, что был неправ… (смеется).
Возможно, это самая большая ошибка - перейти из зрителя в работники театра, потому что иллюзии рассеиваются. Представьте, что вы видите красивый фрукт, а оказывается, что внутри он с гнильцой.
- Как удается совмещать Музкомедию и Мариинку?
- На полную мощь включаю КПД. Можно, придя на работу, час разминаться, пить кофе, собирать сплетни, а мне некогда. С утра до часа дня - Музкомедия, с полвторого до шести - Мариинка. Тут важно - с кем работаешь, команда.
- Вы работали с Темиркановым, продолжаете - с Гергиевым. Директор и художественный руководитель должны быть единомышленниками?
- Не столько единомышленниками, сколько - совмещаемыми людьми.
Директор должен понимать, что он - «обслуживает» искусство.
Но в Музкомедии у меня особые полномочия. Если бы я был главным режиссером, может, боялся бы приглашать талантливых конкурентов, а сейчас могу звать лучших. И труппе интересно, и главное - зрителям.
Поздравления от мировых звезд
- Как возникли творческие связи Музкомедии с зарубежными театрами?
- Без кооперации современный театр жить не может. В нашей стране это первым стал делать Мариинский, опыт показался мне интересным и для Музкомедии. Тем более что сегодня очень непросто с режиссурой, и за рубежом развитие оперетты движется в другую сторону, чем привык наш зритель. Но в том, что делают венгры, нет сверхсумасшедших новаций! Венгерская оперетта - это их естество, родное, глубинное понимание жанра. Наши режиссеры пытаются выстроить взаимоотношения Сильвы и Эдвина по системе Станиславского, а там думают о том, чтобы создать зрелище. Поэтому зачастую вразрез старых либретто вставляют элементы варьете, ревю…
Года полтора назад появилась идея создать европейский союз музыкальных театров, и он создан! Туда вошли Будапештский театр оперетты, Пражский, Бухарестский и мы. 16 октября на гала-концерте петербуржцы увидят звезд мировой оперетты, которые приедут поздравлять наш театр.
- В Музкомедии уже появилась «своя» публика?
- После долгой реконструкции театра она была малочисленной, возрастной, для интеллектуалов ходить в Музкомедию было непрестижно. Самое неприятное, что этот жанр воспринимают как цирк. А сейчас те, кто приходит, удивляются: «Как замечательно! Роскошные костюмы, декорации, хорошо поют и танцуют, оркестр на европейском уровне». Не могу сказать, что Музкомедия стала модным местом, но авторитет возвращается.
…Создание нового - медленный процесс, особенно когда мы не идем по простому пути, где только шлягеры. В принципе любой директор может элементарно сделать аншлаг. Приведу пример: как-то с Мариинским театром я был в Бразилии и пошел на знаменитое варьете: красотки, костюмы, перья - безумно интересно, а зал полупустой. А на соседней улице - шоу трансвеститов, и билеты распроданы на три года вперед.
Сложность в том, чтобы не идти на поводу у зрителя, воспитанного телевидением: на всех каналах видим радостные лица в зале, когда на сцене - чушь «ниже пояса». Заниматься культурой - дело государства, требующее не только денег, но и знаний, воли, стратегии. «Идеология», может быть, плохое слово, но государство должно давать театрам «соцзаказ».
Пожар на сцене
- Почему совсем не идет советская оперетта?
- Это были «времянки» той эпохи, в основе не было хорошей драматургии, сейчас эти спектакли - анахронизм. Вот мы думали, что поставить к юбилею Победы? Нашли только одну оперетту, которая может быть интересна, - «Севастопольский вальс». Хотя название воспринимается с грустью: что сейчас с Севастополем?
- Одно время мюзикл настолько распространился на российской сцене, что показалось: он окончательно «съест» оперетту.
- Дело не в том, что мюзикл «съест» оперетту, а в том, что мюзикл - полноценный продукт, и тот театр, который хочет выжить, обязан работать и в этом направлении. У нас идут «Чикаго», «Милый друг», и - на стыке жанров - «Мечты о танго», созданное с аргентинским театром. Все это ручейки для разных зрителей, мюзиклы привлекают молодых. Тем более важно, что в основе 99 процентов мюзиклов - великая драматургия: «Целуй меня, Кэт!», «Укрощение строптивой» Шекспира, «Отверженные» по роману Гюго и так далее.
Однако мюзикл нуждается в колоссальных сценических эффектах, которые ни одна сценическая коробка в России позволить не может. В мюзикле «Ребекка», который я видел в Австрии, в сцене пожара в замке по-настоящему горит огромная винтовая лестница, а у нас если свечку зажечь на сцене, театр могут закрыть.
- Не дай Бог, ведь для депрессивного петербуржца жизнерадостная оперетта нужна, как витамины!
- Согласен. Когда человеку хорошо, почему не должно быть еще лучше? А когда тяжело - тем более. Оперетта ведь - в чистом виде мелодрама. На чем вырос и расцвел Голливуд? На мелодраме, на «сказках для взрослых».