Последний танец
Выставка получилась обширная, были представлены работы самих «классиков» движения, а также их «учителей и друзей». Вот только главные участники группы - Владимир Шинкарёв, Ольга и Александр Флоренские, Иван Сотников свои картины не дали, их произведения взяли из старых собраний «Манежа» и «Митьковской ставки». Лично представлял «митьков» практически один Дмитрий Шагин.
В последний раз участники движения собирались вместе пять лет назад! Это было на выставке «Митьковские пляски». И тогда уже критики отметили, что, «глядя на этих немолодых людей, не очень весёлых, талантливых и не очень, почти невозможно представить себе их едиными».
Единства не стало давным-давно, а в 2008-м создатель «митьковского мифа» Владимир Шинкарёв заявил, что покидает группу, и что движение надо было закрыть ещё в начале 90-х: «Каждое явление имеет своё младенчество, юность, зрелость, старость и смерть. Художественная группа может существовать максимум лет пять, а когда она существует 25 лет, то это уже делается исключительно для получения выгоды, а не ради искусства».
Живопись и вино
Группа художников образовалась в 1983 году, тогда главным делом жизни для них были живопись, дружба и… алкоголь. Почему они стали знаменитыми? Всё произошло благодаря книге Владимира Шинкарёва, которая так и называлась - «Митьки».
- Идея пришла мне на ум около 2 часов дня 23 сентября 1984 года, когда я подходил к своей котельной, - писал Шинкарёв. - Я придумал абсурдное, завораживающее слово - «митьки», и засмеялся. Конечно, невелика хитрость - употребить имя Мити во множественном числе, но из этого слова сразу материализовалась система… точнее, особое качество, прилагательное «митьковское», пронизывающее ту сладкую пору раннего алкоголизма, вечную весну…» Придуманный митёк - существо душевное, обаятельное, конечно, он порядочный разгильдяй, не дурак выпить, но именно таких людей в России любят. А реально упомянутый Митя - друг Шинкарёва, Дмитрий Шагин, которому вышеперечисленные черты были особенно свойственны. «Митя был забавен, артистичен… Забратались мы с ним в 1983 году и не расставались неделями», - вспоминает Шинкарёв.
Книга «Митьки», которую перепечатывали на машинке, передавали друг другу и зачитывали до дыр, была - ни много ни мало - о новом способе восприятия мира. Оказывается, даже работая в котельной, в полном безденежье, можно жить да радоваться, если есть друзья, обожаемое дело - живопись, и - вино.
В начале 90-х «митьки» бросили пить. Злые языки утверждают, что именно с этого времени в группе и начался раскол. Дескать, если бы продолжали, сели бы за стол, выпили, поговорили, да и «обнулили» все проблемы.
На самом деле, не так уж важно, почему расстались, главное - какое наследие оставили. Петербургский философ Александр Секацкий уверен, что оно настолько значимо, что «нужно сохранить для будущего, окончательно заархивировать митьковство как ''технологию сопротивления'', с помощью которой кто угодно потом сможет бороться с душным временем, скучными обстоятельствами, официозом. Поэтому, если ''митьков'' не закрыть сейчас, хотя нужно было сделать это несколько лет назад, то идея будет окончательно опошлена и профанирована».
Закрыть «митьков» должен был их создатель - Владимир Шинкарёв, что он и сделал своей книгой.
Почему же мы вновь и вновь слышим о «митьках», если все художники - основатели движения - открещиваются от этого наименования? У каждого давно свой путь. Митьком продолжает называть себя Митя Шагин - человек в городе популярный, медийный. Бренд «митьки» стал раскрученным как попса, он приносит моральный, да и материальный доход… Стыдиться этого в наше время не принято. А на выставки под знаком «Митьки» народ будет ходить всегда, даже если никого из прежних товарищей не останется, кроме Мити Шагина. Но культурная публика всегда будет интересоваться судьбой и произведениями только первых, «подлинных» митьков.
Смотрите также:
- Карен Шахназаров: «Все мы пациенты палаты № 6.Говорить правду опасно: вмиг объявят сошедшим с ума» →
- Застывший интеллигент. Валерий Попов о том, зачем «сокрушать идолов» →
- Судьба Золушки. Дина Рубина о возможности выбора →