Новая лента Карена Шахназарова «Палата № 6» по одноимённому рассказу Чехова получила «Серебряного Георгия» за лучшую мужскую роль (Владимир Ильин, сыгравший доктора Рагина) на 31-м Московском международном кинофестивале. Чеховский текст перенесён в современность, снималось всё в реальной клинике для душевнобольных.
Жизнь без смысла
- Тема сумасшествия прошла через множество фестивальных фильмов.
- Эта тема актуальна во все времена. Сколько ни живу, происходящее вокруг порой кажется абсурдным, сюрреалистичным… Ведь, если вдуматься, мы как жили в Советском Союзе, так и живём. Просто теперь это существование приобрело гротескные формы. Я очень люблю смотреть праздничные концерты: они такие же, как во времена ЦК КПСС. Только в те времена в них была заложена идея, а у нынешних осталась лишь форма. И со страной так же: в СССР существовала некая идея. Я не говорю о том, плохая она была или хорошая, но она наполняла эту форму смыслом. Сегодня смысла не стало, а форма осталась. Вот отсюда, кстати, вырастает в том числе и проблема сумасшествия в головах у художников. Они подсознательно чувствуют, что в нашей сегодняшней жизни никакого смысла нет. А что такое сумасшествие? Это отсутствие смысла!
- Так власть, собственно, ждёт, что художники как раз этот смысл и найдут.
- На мой взгляд, это наивные ожидания. Ведь национальные идеи появляются не по чьему-то указу, а тогда, когда они должны появиться. На художников можно лишь ориентироваться - им по силам обозначить проблемы, которые существуют в обществе. И та же «Палата № 6» неслучайно появилась именно на рубеже XIX и XX веков. В ней было заложено сильное предчувствие революции. Перечитав сегодня этот рассказ, я почувствовал, что общество в те годы уже подходило к пределу, за которым - взрыв. Слишком много накопилось внутренних противоречий. И то, что «Палата» была любимым произведением Ленина, тоже неслучайно. Другое дело, что удивительна её нынешняя актуальность!
Трагедия безверия
- Накладывая чеховский текст на современность, вы взглянули на происходящее вокруг по-другому?
- Да. Становится понятно, какой глобальный кризис идей мы сегодня переживаем. Идея социализма отошла на второй план, у христианской идеи тоже не лучшие времена. Трагедия безверия, в сущности, и есть главная тема «Палаты № 6». Доктор Рагин не верит! А рядом с ним - его собеседник, оппонент, пациент палаты № 6 Громов, который верит. И, оглянувшись на всю свою жизнь, Рагин понял, что прожил её неправильно. Но найти ответа на вопрос: «А как правильно?» он уже не может - у него нет идеи. Вот от чего он свихнулся!
Но, наверное, самое главное, что я для себя открыл, - как абсурдна наша жизнь, в сумасшедшем доме это понимаешь яснее, чем где бы то ни было.
В картину вошли лишь небольшие интервью с пациентами. Хотя сделать модную сегодня «чернуху» из всего отснятого не было проблемой. Ты видишь там такие гадости!.. Но мы не ставили себе задачу использовать этих больных как повод для каких-то сенсационных кадров. Есть вещи, которые не надо показывать в кино.
- А европейские гении - Ларс фон Триер, Михаэль Ханеке, обласканные критикой, считают: чем больше жестокости на экране, тем сильнее воздействие на зрителя.
- Я думаю, настоящий художник может всё вам рассказать и добиться нужного воздействия, не прибегая к крайностям. Лев Толстой сам бывал на войне. Думаю, он там такое видел - никому мало не покажется. Тем не менее он написал «Севастопольские рассказы» так, что ты всё понимаешь, но тебя при этом не передёргивает от омерзения при описании ужасов окопной жизни. Достоевский, прошедший каторгу, тоже знал всё - и ад, и издевательства тюремщиков. Но в его «Записках из Мёртвого дома» физиологизма нет, а эмоциональное воздействие есть. Это и есть талант! А те, кому нужны «подпорки» в виде насилия, «чернухи», просто неталантливы.
Страсть к шокирующим кадрам идёт ещё и оттого, что в литературу, в кино сегодня приходит много людей, плохо знающих жизнь. Незнание они компенсируют фантазией. Как кумир нынешних киноманов - Квентин Тарантино. Ну видно же, что он все знания о жизни почерпнул из фильмов. Поэтому его герои так легко убивают друг друга. А теперь сравните его со Стендалем, к примеру. Стендаль же отступал из Москвы вместе с армией Наполеона. Вот где ужас! Вот про что кино бы сделать, основываясь на воспоминаниях французских офицеров! Страшные картины, дикие! Людоедство, потеря человеческого облика! Стендаль был одним из немногих, кто уцелел в этом аду. И что после этого? Он пишет «Красное и чёрное», «Пармскую обитель». Изящнейшие вещи!
Смелость изменить мир
- В эпоху СССР диссидентов запихивали в дурдом. А кого сегодня пытаются объявить психами? Опять тех, кто пытается говорить правду?
- Да! Попытки быть правдивым во все времена ассоциировались с душевным нездоровьем. Причём не только у нас. Это вообще очень трудно - говорить правду. Чеховский Рагин произносит хорошие слова: если общество решило, что вы сумасшедший, сдавайтесь - ничто вас не спасёт!
- Правда настолько убийственна, что проще объявить человека больным, чем задуматься над его словами?
- Правда - она всегда опасна. И на лжи очень многое строится. Другое дело, что люди, которые пытаются говорить правду, всё равно появляются, как бы их ни изводили. Ведь, в сущности, все мы знаем: то, что происходит вокруг - на всех этих фестивалях, заседаниях, саммитах, - на 80% неправда. Никого не обманешь. Но никто не напишет про это всю правду, потому что в этом случае ты будешь выглядеть абсолютным идиотом и тебя изгонят. И так происходит везде - так уж устроен мир. Но это не значит, что не надо стремиться его изменить. Что и делали такие люди, как Чехов.
Досье
Карен Шахназаров родился в 1952 г. в г. Краснодаре. В 1975 г. закончил режиссёрский факультет ВГИКа. Его фильмы «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Цареубийца» и др. собрали массу призов. Генеральный директор киностудии «Мосфильм». Член Общественной палаты РФ. Отец троих детей.