«Кино привезли!»
SPB.AIF.RU: - Виктор, почему на роль Чапаева вы выбрали такую неоднозначную фигуру, как Иван Охлобыстин?
Виктор Тихомиров: - В нём есть очень выраженная национальная черта -- Иванушки-дурачка. Это что-то залихвастски-безотвественно-энергичное при полном отсутствии злонамеренности или корысти. И он бесконечно неизъяснимо -обаятелен, а это главное для артиста.
Знаменитый исполнитель роли Чапаева Борис Бабочкин обладал обаянием и впадал в истерию в речах перед бойцами. Интересно, что когда человек бьётся в истерике, кажется, что он близок к какой-то истине. Но это вряд ли. Этот метод Жириновский всё время использует.
SPB.AIF.RU: - Такие неординарные личности как Чапаев рождает эпоха?
Виктор Тихомиров: - Эпоха рождает мифы и, как правило, задним числом. Миф необходим и востребован больше исторической правды, поскольку созидателен, возвышает душу, а правда истории полна цинизма и разрушительна, хотя знать ее необходимо. Чапаева все знают по фильму, книжка Фурманова скучна и невнятна. Я как все советские люди был под впечатлением от киношного образа. Мой фильм отчасти про кино, про его воздействие на наше поколение. Не было ничего более сильного, впечатляющего и гипнотического. Помню, в пионерском лагере раздавался крик: «Кино привезли!» Он означал переворот к счастью всего остального дня. Все бежали к клубу, будто сдавали стометровку. И неважно, какое кино. Сейчас у людей всё меньше ощущения праздника. Ну, купит какой-нибудь айпад, это праздник минут на пять, а потом опять надо потреблять и так без конца.
SPB.AIF.RU: - Так культура может переломить ситуацию, дать «переворот к счастью»?
Виктор Тихомиров: - Счастье еще требуется определить. Для одного счастье – ресторан. Для другого – накормить последним ближнего. Искусство - вершина. Но к этой вершине хотят прилипнуть все, негодяи в том числе, поскольку не имеют стыда, а вершина эта бесспорно авторитетна. И само слово «искусство» примеряют к любой дряни, в надежде, что прилипнет. Разбавляют словом «современное», чтоб от «вечного» отгородиться, не вкладывать того труда, традиции не изучать. В результате не обещать и не давать плода. Ничто не оказывает такого влияния, как культура! Думать о том, что культура – это безобидные вещи, баловство или игра – глубочайшее заблуждение. И очень зависит от того, в каких формах она существует. Сегодня как- то свирепо множатся разрушительные формы. Выгодней и легче не самому создать и выдумать, а прильнуть к святыне с тысячелетним авторитетом, а того лучше и современней -- её опоганить. Тут уж славы не миновать. Как сокровенная мечта каждого поклонника- фаната наплевать в глаза своему идолу, так и «актуальным» художникам грезится.
И «Пусси Райот» действовали по этой схеме. И выиграли по всем статьям. Я сперва, в простоте, решил, что они замуж хотят за более авторитетных панков, вот и решили отличиться. После оказалось, что еще и политика. Сейчас объяви, что за два года тюрьмы, (да еще под присмотром мировой общественности) тебе и слава и совместные концерты с мировыми звездами, майки с твоим поганейшим даже именем на груди знаменитостей, набежит такая толпа охотников- ничтожеств, тюрем не хватит. Что ж это за наказание когда пользы во сто крат больше?
SPB.AIF.RU: - Чувствую, что вас эта история задела за живое?
Виктор Тихомиров: - Меня душит возмущение, хоть и добродушнейший человек. Сочувствовать уж никак не могу. За одно название «Бунт женских интимных мест» (правильней перевести короче), надо сходу штрафовать. И видно, что ни капли раскаяния. Откуда то дорогущие столичные адвокаты. Кто-то им это устроил. По мне так оштрафовать миллионов на тридцать и сослать в провинцию. Безответственные СМИ захотели убить сразу трёх зайцев: заступиться за демократию, Путина лягнуть, и Православие. А что взамен? В мечети им бы просто башки поотрывали, и никогда не нашли бы, кто это сделал. И в синагоне не сошло бы с рук. А православная церковь – самая «нестрашная», ее можно, она ж не «меньшинства» объединяет.
SPB.AIF.RU: - Но ведь в нашей стране нужно заступаться за демократию.
Виктор Тихомиров: - Когда я, горячий поклонник либерализма и демократии, вдруг обнаруживаю, что предметом заступничества за эти ценности выбирают поганых девок – я оскорблён. Этим и сами ценности опаганиваются. Да ещё звучит мотив, что, что мол, только дураку непонятно, какие Пусси герои. Что ж,- «Поеду к дуракам!»- как воскликнул один Тургеневский персонаж. И подразумевается, что верующие-то уж совсем недоумки, да еще нервные, обидчивые…
Многие в увлечении публичной борьбой, не ведают, что творят. Об этом еще Достоевский писал. Дождутся, что их слушать перестанут, и будут опять слушать коммунистов. Не особо любимый мной писатель Проханов правильно сказал, что народ ответит свастикой и фашизмом. И вылезет вдруг на улицы толпа таких людей, страшных с вытаращенными глазами и палками, о существовании и количестве которых либеральная (в худшем и безответственном смысле) часть общества и не подозревает. А нынешние заступники «Пусси» будут пищать: «Мы не это имели в виду!», «Нас не так поняли!» и «Это потому что вы представили «белых обезьян», а не надо было!» А те сперва всяких «пусcи» перебьют, а потом за нормальных людей возьмутся.
На что менять?
SPB.AIF.RU: - Почему в нашем обществе нет взаимопонимания ни по одному вопросу?
Виктор Тихомиров: - Это нормально, что есть разные мнения. Но важно, чтобы звучали голоса тех людей, у которых есть чувство меры и ответственности.
Давайте решим: мы хотим разрушить страну? Всегда ведь в это упирается вопрос. Может оно бы и к лучшему, но я хочу услышать план, наиболее безболезненный и чтоб сразу. Вряд ли услышу. Удельные князья на одном дележе территорий все кровью зальют. И не мы строили, не нам и разрушать. Да, нехорошо в Отечестве. А что взамен? Все, кто обещают устроить жизнь по-другому, то появятся, то исчезнут. Вот Прохоров. Где он теперь? И поди с него спроси. А я живу в этой стране, с какой стати должен её рушить? Менять – согласен: как, на что? Нет ответа…Могу поделиться соображениями. Было же время, когда либералы, демократы были у власти. И что, народ стал жить лучше? Нет, поделили, расхватали, сели на трубу верхом и ножки свесили. Надолго подорвали авторитет демократии.
Как у отдельного человека, так и в обществе всегда есть механизм выживания. Чувство опасности. Почему народ за Путина-то проголосовал? Потому что интуитивно чувствует, что так спокойнее, трезвый и то спасибо.
SPB.AIF.RU: - Похоже, сейчас набирает силу механизм саморазрушения?
Виктор Тихомиров: - Он тоже у всех есть, его роль – бодрить созидательные механизмы, но и только. Нельзя поддерживать разрушение. Рушили уже «до основания», а затем? Важно слушать трезвые голоса. Механизм самосохранения сработает. Я художник, но уверен надо с судов начинать и правоохранительной системы. Коррупцию плавно вытеснять законами, беря пример с тех, у кого получается. Коррупция это тоже закон, но джунглей. Может иностранных варягов призвать? Но не «поганых» же защищая. Интуитивно все ведь чувствуют опасность: будешь особо толерантен, над тобой в ответ посмеются, да и прогонят из дому, как лиса зайчика. Или поддержишь «Пусси», и завтра они полезут к тебе домой без штанов, и скажут – что это художественный жест. А вам, мол, не дано понять -- по неразвитости. Достоевский сформулировал: «Если Бога нет, то всё и позволено».
Вот в фильме «Формула любви» героиня говорит: «Батюшка сказывал, что одни наслаждения испытывать недостойно». Сейчас звучит как парадокс. Рекомендуется по многу раз на дню расслабляться, да наслаждаться. А на самом деле так и есть, потому что иначе в тебе рассыпается божественное начало, которое удерживает человека в рамках морали и нравственности. Если ты даже неверующий, инерция религиозного сознания от праотцев осталась. В душе пока шевелится, ещё и у наших детей немного. А у внуков уже нет, потому что он у компьютера сидит, и не понимает, что висит на тоненькой ниточке. Если её перерезать – при какой-то природной катастрофе – куда он со своей клавиатурой пойдёт? Ударил смерч и вдруг нет ни тепла, ни света, ни канализации, ни еды – а уже через час есть охота, и что он будет делать? Разве его учили спасать других, помогать ближнему, хоть тот и конкурент? А добывать еду, хотя бы рыбу ловить? Или в лес пойти за грибами, или вырастить что-то на грядке? А дрова зимой? Учат с утра до вечера отнимать у ближнего, и убивать. Вот этим он и будет заниматься. Прикинет, у кого на лестнице, или прямо в семье силы меньше, у того и отнимет. Потом друг друга начнут душить.
У меня есть проект серии телепередач для детей, чтобы звёзды учили их простым вещам, которым их когда-то учили: ножичком строгать, шалашик строить, рыбку ловить. Ни одному телеканалу не интересно.
SPB.AIF.RU: - Как же выходить из этой ситуации?
Виктор Тихомиров: - Каждый на своем месте должен с себя спрашивать, как перед Господом: «Что я такое творю? Для чего, для кого?» К вечным истинам надо обращаться, оглядываться на них в каждом деле.
Не думать, что современность умнее. Это западня. Не заводить лишнего. Дорожить дружбой. Делиться со слабым, помогать, а не подавлять его. Но и в этом, как и во всем -- знать меру. Вообще лучше священников никто не скажет, и смысл их слов не зависит от их человеческих качеств или даже поведения. Судить их можно, но слушать и слушаться –необходимо, поскольку говорят они не от себя.
SPB.AIF.RU: - Но люди хотят жить лучше, борются за это. Для детей своих стараются.
Виктор Тихомиров: - Кроме самоограничения потребления ничего не придумать. А это трудней всего. Сказано – хлеб свой добывать в поте лица. А какой уж пот, если каждую секунду с конвейера сходит автомобиль. Материальные ценности накапливается стремительно, их нужно продать, потеснить прежние. На выручку приходит мода, кредиты. Вещи не должны служить долго, и компьютер, и одежда, и жильё должны быть по последнему образцу. Кто не понимает, тот не продвинутый.
Действительно, если будешь пользоваться одними и теми же вещами, и накопленной духовностью твоего жилища, то скорее произойдёт коллапс перепроизводства. Поэтому героями фильмов стали бандиты и всякие душегубы. Ведь они, обездоливая людей, заставляют их снова потреблять. Раньше про честных рабочих кино делали. А сейчас они всех раздражают: на хрен нужна твоя честная продукция, когда и так материальных благ пруд пруди! Отсюда выход – такой компьютерный социализм: распределение, но при помощи новых социальных технологий. Но и это выход на время. Работать тогда почти не надо будет.
…Мечта у человечества была: не убиваться на работе, а жить счастливо. Но это временная схема: сегодня пожил счастливо, а завтра разложился. Вот у моих знакомых дети говорят: «А что, у меня бабушкина квартира, я её сдаю, мне хватает, не буду ни учиться (даже в творческом ВУЗе), ни работать. Желаю искать разных развлечений». Это лозунг ближайшего будущего. А это ведёт к полному моральному разложению.
SPB.AIF.RU: - Признаки «разложения» есть и в культуре?
Виктор Тихомиров: -Конечно. Сравните гуманизм старых мультиков и современных. Образам отвратительным придаются черты привлекательности. И в игрушках и в фильмах. Пакемоны, всякие ниньзи, взамен зайчиков и мишек. Агрессия, ругань вместо диалогов. Противный внешне Шрек, а хороший. Герои «Аватара» почти отвратительны, но положительны. Но Природа (О Боге молчу) создала отталкивающие формы, чтоб от них держаться подальше, как от опасности.
SPB.AIF.RU: - А может быть, это воспитание терпимости к тому, кто выглядит не так, как ты?
Виктор Тихомиров: - Толерантность зачастую предстает в идиотических формах. Должна быть терпимость к другим народам и традициям, но в меру. Ты стал терпим, посмотри, как он реагирует. Если он над тобой смеётся, и не собирается идти навстречу, а ты собираешься сделать второй и третий шаг – ты самоубийца. Твой механизм самосохранения – атрофирован.
Нельзя учить безоглядной толерантности. Поинтересоваться надо: в замкнутых национальных диаспорах проводят такую работу, или там идёт обратная? «меньшинство»?
SPB.AIF.RU:- Мы дошли до того, что исчезло слово «патриотизм».
Виктор Тихомиров: - Все помнят изречение, что «патриотизм – последнее прибежище негодяя», для меня это пример словоблудия. Мне нет дела до прибежищ негодяев, а до патриотизма – есть. В иных ситуациях опора на патриотизм - единственная возможность спасти страну и себя. Конечно, это может быть предметом негодяйских манипуляций. Надо разоблачать. И мои друзья тоже патриоты – и не потому, что мы лучше всех, а потому, что это долг, как перед мамой -папой. Будь патриотом своего, потому что, пока есть своеобразие, и жить-то интересно, и смысл есть других узнавать. А когда его не будет, всё станет одинаковым – тогда взвоем от тоски.
ДОСЬЕ
Виктор Тихомиров родился в Ленинграде 13 мая 1951 года. Участвовал в создании группы «Митьки», во всех её выставках и акциях. Член Союза художников России, Союза Кинематографистов России. Работы находятся в Русском музее, во многих музеях страны, в коллекциях А.Германа,А. Сокурова,Б. Гребенщикова, А. Битова, А. Кончаловского, Шевчука и др.. Снял и написал сценарии для 20 фильмов. Автор нескольких книг.
Смотрите также:
- Мудрость и безумие. Писатель Виктор Тихомиров - об отрезвлении общества →
- Илья Стогоff: «Нюанс – это самое важное, что есть на свете» →
- Семен Альтов: «Не пытайтесь совпасть с обложкой!» →