«Котлеты по-киевски»
АиФ-Петербург: - Виктор, беседы с умным человеком и для вас стали университетами?
Виктор Тихомиров: - Большая удача, что Борис Валентинович отвечал на мои личные вопросы. Впрочем, меня больше всего интересовали вечные темы: жизнь и смерть, культура… Аверин - не только знаменитый филолог, но и философ. Он и собственные взгляды высказывал, и обращал внимание на мысли мудрецов, которые, может, мы и не заметили бы. А это очень важно - привлекать внимание аудитории к доброму и высокому, ведь человек внушаем.
АиФ-Петербург: - Современное общество использует эту внушаемость явно не на пользу…
- Множатся и изощряются технологии воздействия на человека, а любимый инструмент - провокация. Поэтому очень трудно брать чью-то сторону, для этого нужно обладать мощной интуицией, обширными знаниями и самоуверенностью… Я же хорошо понимаю, что моего уровня компетенции недостаточно, чтобы судить о политике или общественной жизни. Я могу лишь сказать: «Мне кажется». Поэтому во многих случаях отказываюсь это делать, особенно публично.
АиФ-Петербург: - Почему всё чаще публично судят о том, что происходит, люди неадекватные, но самоуверенные?
- Их задача - не приблизиться к истине и не помочь обществу, а просто оказаться в центре внимания. Они с лёгкостью меняют взгляды, позиции, партии, лишь бы оставаться на виду. Отсюда нелепые проекты и инициативы. И пусть их не примут, но шум будет, покажут физиономию в новостях, фамилию упомянут не раз, и она застрянет у многих в памяти. Это и есть конечная цель - пиар пиарыч. Опасность в том, что, может, в этот момент в стране что-то важное происходит вдали от общественного внимания. Но все заняты «котлетами по-киевски».
АиФ-Петербург: - Безумие становится нормой?
- Считаю, что в глобальном масштабе всё идёт более-менее нормально. Безумцы не в почёте. Даже в искусстве некоторое отрезвление можно заметить.
Остаться в России
АиФ-Петербург: - Недавно от одного пожилого человека я услышала: «Как интересно жить!» Меня это поразило, ведь для большинства свойственны жалобы на жизнь, на страну.
- Мне не свойственно ныть. Недавно вот задали вопрос: «Назови три причины, почему нужно не уезжать из России?» Я, не задумываясь, ответил: «Язык, ландшафт и климат». Поясню. Язык обеспечивает круг общения, без которого жить неинтересно. И я не смогу быть по достоинству оценён обществом, не смогу чувствовать себя нужным.
И погоду солнечную желаю иметь в таких пропорциях, как у нас. Был я в жарких странах и думал - скорее бы дождик. И ландшафт родной - источник бесконечного эстетического наслаждения. Еду по Швейцарии, вижу горы, домики, мельницы - ну как изображения на ковриках. Да ведь это иллюстрация пошлости! Картины нашей северной природы - образец хорошего вкуса. Понастроили, конечно, коттеджей, но как увижу старую избу - хочется остановиться и написать с ней пейзаж. Потому что это - накопленная духовность.
АиФ-Петербург: - Не везде копится духовность, кое-где - и хамство.
- Можно сказать, что все люди ужасны, а можно считать, что все прекрасны. Это зависит от взгляда. Вот если какой-нибудь хам оказывается в незнакомом ему обществе, он ведёт себя поначалу вежливо (на всякий случай), в нём срабатывают остатки представления о нравственном законе.
И почему все думают, что в жизни нужно готовиться к плохому? А, может, наоборот, встретишь любовь. И сразу - счастье, и перестанут иметь значение даже цены на продукты. А в стране, может, случится сногсшибательный урожай, или всем раздадут по путёвке на курорт (улыбается). Главный мой лозунг: «Живи да радуйся!» Вокруг столько всего хорошего, столько добрых людей и простых радостей. Нужно делать основное своё дело как можно качественней, умножать число этих дел без устали. И будешь счастлив.
Лишний человек?
АиФ-Петербург: - Знаю, что вы написали поэму в прозе «Евгений Телегин и другие» - перефраз «Евгения Онегина». Как решились переосмыслить Пушкина?
- Не собирался ничего переосмыслять. Но размышлениями, вызванными пушкинским сюжетом, захотелось поделиться. Вернее я, несколько паразитируя на классическом сюжете, написал своё сочинение.
АиФ-Петербург: - Со школы нам твердили, что Онегин - «лишний человек» для общества. Ваш Телегин такой же?
- Всякого можно назвать лишним. Такие люди, как Онегин, необходимы. Как часть, как иллюстрация среды. Всегда есть персоны, которым скучно, они пресыщены, ничем особенно не занимаются. Однако в курсе всего, от экономики до культуры. И они важны, как носители этой самой культуры, как передаточные звенья. Может, ещё и выразят свои таланты в дальнейшем, хотя бы потому, что молоды.
АиФ-Петербург: - Видимо, в наше время и сказки Пушкина детям опасно читать, потому что в них много эротики. В России время от времени поднимается вопрос о сексуальном воспитании подрастающего поколения. Вы как на него смотрите?
- В одной из петербургских школ я вёл студию рисования. Ходил между рядами и, чтобы ребята не баловались, читал им сказки Пушкина. И как чуть про эротику, они мне - вопросы! Я, не увиливая, подробно объяснял, что имелось в виду, как это надо понимать. А в коридоре сидели мамаши и, оказывается, подслушивали. Когда занятия кончились, они ворвались в класс: «Виктор, как вы хорошо всё объяснили нашим детям!» Это был мощный комплимент. Я глубоко убеждён, что никакого сексуального воспитания не нужно. Всю «специфику» можно уместить в десять минут доверительного разговора. Требуется не «сексуальное», а просто - воспитание человека культурным, тактичным, добрым, умеющим ставить себя на место другого.
АиФ-Петербург: - Видимо, участников современных телевизионных дебатов плохо воспитывали, если они кричат и не слушают друг друга?
- Все начинают орать, потому что боятся, что больше слова не дадут, ведь на телевидении - формат, нужно уместиться в определённое количество минут. Да и сами редакторы предпочитают скандальную атмосферу, поскольку под неё больше дадут рекламы, можно заработать.
АиФ-Петербург: - В эфир приглашают не последних людей, но, глядя на них, с печалью убеждаешься, что уровень культуры в стране падает.
- Это плоская схема движения культуры, она не годна. Все процессы существуют скорее в пространстве, чем на плоскости, как волнообразовательный или горнообразовательный: в одном месте падает, а в другом - поднимается. Поэтому трудно прогнозировать будущее. Так всегда было и будет.
Но главный признак современности вижу в том, что механизмы создания культуры угнетаются (творцам денег не платят, на развитие дают мало, редки заказы на современное искусство), а вот механизмы потребления всего, в том числе и культуры, - растут с устрашающей силой. Не надо никаких личных усилий, чтобы потреблять культуру: достаточно нажать на кнопку - и всё у тебя на мониторе. А ведь ещё не так давно получать это можно было только активно: посещая концерты, выставки, музицируя, ставя домашние спектакли, читая вслух и т. д.
Но вовсе уничтожить творцов нельзя, потому что созидание заложено в человеческой природе.