Марат Гельман: Церковь и искусство – две растущие силы современной России

Автор фото: Роман Бабков

Санкт-Петербург, 29 марта – «АиФ-Петербург». Галерист, коллекционер, организатор выставок современного искусства, директор музея PERMM Марат Гельман, привезший экспозицию в Петербург, рассказал SPB.AIF.RU, за что он благодарен депутату Милонову, почему северную столицу атакуют православные активисты, и куда идет современное искусство.

   
   

Христианство как основа для творчества

-SPB.AIF.RU Почему вы взяли за основу выставки именно христианскую религию, почему не какую-то другую?

- Русское искусство до конца XVI века было религиозно-христианским искусством. В России это давняя традиция. В мировой культуре 70 % работ посвящены христианскому миру. Мусульманская традиция не предполагает сюжетных изображений. Когда христианская церковь вышла из подполья в Риме, между христианством и искусством был Ренессанс. Многие художники побросали греческие мифы, которые изображали раньше, и начали создавать богословие в красках, стали иллюстрировать, переосмысливать христианские сюжеты. В России это длилось до конца XVI века.

Кроме того, это, безусловно, касается культурного русского кода. Художник взаимодействует не столько с религией, сколько с другим культурным кодом. Здесь художники взаимодействуют с Леонардо да Винчи, произведениями Рембрандта. Ну и да, мы все-таки находимся в России.

 

 Автор фото: Роман Бабков

 - SPB.AIF.RU Вы сказали, что не находите выставку острой а какая она, по-вашему?

-Я думаю, она аналитическая

   
   

- SPB.AIF.RU В Петербурге в последнее время пытаются запретить много культурных мероприятий – выставка британских братьев Чепменов, спектакль «Лолита» в постановке Леонида Мозгового, теперь вот под опалу попала и ваша выставка. По-вашему, это возрождение цензуры советских времен, своеобразная попытка защиты общества от потока безнравственности, которого хватает, или все же политика?

- Несколько ответов. Люди ортодоксального плана есть всегда и везде. Именно в Петербурге эти люди, почему-то, получили какой – то карт-бланш от власти – что мы мысленно с вами, мы вас поддерживаем. Через кого-то из этих людей власть выражает свое мнение. Это, во-первых.

Во-вторых, происходит глобальный процесс – церковь растет – растет ее влияние, связи с властью на федеральном уровне, происходит процесс – кого-то это рост пугает, а кто-то его приветствует. Появляются радикальные группировки православных активистов.

В-третьих, безусловно, сегодня современное искусство стало играть большую роль, чем раньше. До перестройки самым важным был театр, это искусство было вне цензуры. Спектакли могли первоначально сыграть без проверок, уже потом внести какие-то поправки. Во время перестройки главной была рок музыка, Виктор Цой и так далее. В середине 90-х - литература. Толстые журналы стали публиковать неизданное, запрещенное. А сейчас современное искусство стало на острие. Теперь мы видим, что есть два растущих института – РПЦ и современное искусство, и общество определяется между ними. Надо чтобы прошло время, чтобы люди определились.

«Мракобесы» добились отмены ICONS. Марат Гельман отказался привозить выставку в Петербург >>

Автор фото: Роман Бабков

Печально, что Петербург ассоциируют с Милоновым

- SPB.AIF.RU К слову о современном искусстве. Постмодернизм появился в середине 20 века. Это и цитирование, и игра, это в принципе некая вторичность. Есть ли какие-то шаги к новому направлению в искусстве?

- Постмодернизм - отказ от попыток внести новое. Если художник выезжает на пленер, то художник-постмодернист выезжает на культурный ландшафт. Даже если нет прямых цитат, погружаясь в постмодернистскую работу, ты погружаешься в искусство в целом.

Есть направление «Новая искренность». Второй путь – новые технологии, возвращаемся в модернистский дискурс. Третье направление - наивность. Есть четвертое – персональные стратегии, например, художницы- феминистки, они проявляют свою идентичность. При этом эпоха постмодерна сделала такую работу, которую обратно уже не вернешь. История искусства превратилась в ландшафт. На этих пластах есть все сразу. То есть, художник граффитист близок к наскальному искусству гораздо больше, чем художник эпохи Ренессанса хотя расстояние во времени у них колоссальное. Вместо сада, в котором построено что-то, появился ландшафт, где растет все сразу.

 

Автор фото: Роман Бабков

-SPB.AIF.RU Можете назвать самых ярких представителей современного искусства в России и зарубежом?

- Мне опасно это делать, я все-таки влиятельная фигура. Кого-то назову, кого-то нет. Начнутся проблемы. Но их много. Если в 90-е годы можно было насчитать 15-20 человек, то сейчас это сотни хороших художников.

Икона как знак. Скандальная выставка ICONS Марата Гельмана открылась в Петербурге >>

- SPB.AIF.RU Депутат Виталий Милонов немало поспособствовал тому, что о вашей выставке заговорил весь город. Как вы относитесь к его выпадам в ваш адрес, и не испытываете ли благодарность за такую рекламу?

- Он мне безразличен. Есть правило – все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Если бы они добились запрета, то серьезно бы нам помешали. Но так как они не добились этого, все то, что они делали в минус, превратилось в плюс. Не думаю, что он это планировал.  Я хотел бы, чтобы Петербург ассоциировался с другими людьми – Александром Боровским, Даниилом Коцюбинским, Львом Лурье. Здесь много интересных ярких личностей. Почему выбран этот в общем- то не самый питерский типаж, непонятно.