1920

Икона как знак. Скандальная выставка ICONS Марата Гельмана открылась в Петербурге

Автор фото: Роман Бабков

Санкт-Петербург, 28 марта – «АиФ-Петербург».

Искусство как способ задуматься

Ни протесты православной общественности, ни угрозы депутата Виталия Милонова не сработали: нашумевшая экспозиция ICONS с более чем 60-ю работами художников и скульпторов все-таки открылась в креативном пространстве «Ткачи» в северной столице.

Автор фото: Роман Бабков

Святая Троица, Иоанн Креститель, Дева Мария, Тайная Вечеря, - таковы главные персонажи и сюжеты Евангелия, вошедшие в ее основу. Художники и скульпторы со всей России воплотили свой современный взгляд на иконы. По мнению галериста Марата Гельмана, который и привез выставку в Петербург из Перми, икона, помимо своего сакрального значения, прежде всего, шедевр мировой культуры, принадлежащий всему человечеству. А значит, и интерпретировать его художники имеют полное право.

«Название ICONS имеет двойное значение, - пояснил Марат Гельман. – помимо прямого обозначения икон, как святынь, оно переводится как знак. Икона – образ, который, превращается в знак».

Нападки на выставку Гельмана не пугают. «Плохо то, что на выступления мракобесов реагирует власть. Когда город поддерживает их протесты, они чувствуют свою силу. Но данный случай показал, что цензуры, слава Богу, не случилось», - подчеркнул галерист.

Цель экспозиции – не протест, а попытка проанализировать современный облик христианства. От каких-либо провокаций или манифестов этой выставки галерист открестился. «Мы хотим показать живой процесс в искусстве, работы не претендуют на статус сакральных. Есть работы убежденных атеистов, которые вступают в своеобразный диалог с Рублевым, Джотто и Леонардо да Винчи, а есть и работы верующих людей, интерпретирующих евангельский текст через современное прочтение. Эта выставка – пространство для спокойного диалога. И потом, современный художник так или иначе олицетворяет боль человечества. И как бы ни трудно было, но боль эту надо пережить и понять. То, что искусство не вступает в конформистские отношения с властью, это, на мой взгляд, правильно. Оно должно ранить, должно показывать пороки», - сказал Гельман.

Автор фото: Роман Бабков

«Мракобесы» добились отмены ICONS. Марат Гельман отказался привозить выставку в Петербург >>

Дева Мария и Святая Троица сегодня

Дух постмодернизма здесь витает во всем – каждая работа – цитата, интерпретация. Некоторые картины – как новое осмысление сюжетов Нового завета, иные – смелая и порой язвительная реплика на, казалось бы, сакральное.

Протестующей против скандальной выставки общественности, на первый взгляд, есть на что обижаться. С полотна, цитирующего евангельскую Тайную вечерю кисти Леонардо Да Винчи на зрителя смотрят не обычные апостолы, а люди с синдромом дауна. Это одна из тех работ, которая вызвала наиболее острую критику протестовавших.

«А разве все люди не равны? Где же христианская этика? - удивляется Гельман. - Кроме того, такие люди гораздо более чуткие и добрые, чем те, которых мы называем «нормальными»».

Автор фото: Роман Бабков

Не могла остаться незамеченной и еще одна вариация «Тайной вечери», под названием Recycle –композиция напоминает макет будущей скульптурной композиции, с трехмерными фигурами апостолов, обтянутых пластиковой сеткой.

Автор фото: Роман Бабков

Приковывает взгляд и работа «Мария» Константина Худякова. Дева Мария смотрит современными глазами, полными боли и отчуждения. На полотне совсем молодая женщина, губы которой покрыты пеплом, разломы на бронзовом лице соседствуют с живой кожей, окропленной слезами.«Художники пытались представить, как бы выглядела Мария сегодня, если бы жила вместе с нами», - обходя экспозицию, пояснил Марат Гельман.

Автор фото: Роман Бабков

Интересна и работа художницы Евгении Мальцевой «Троица». На черном холсте с едва различимыми тремя силуэтами, созданными масляными красками, словно из темноты проступают три золотых нимба.

Автор фото: Роман Бабков

Гельман отметил, что иконы поступают к реставраторам в таком виде, неочищенные, слой за слоем с них снимают пыль, грязь, остатки времени. Эта работа отражает этот символизм. «Мне интересно видеть здесь как верующих, так и не верующих. Эта выставка для всех. Я за диалог между спорящими, приходите и делитесь своими впечатлениями. Нам это очень интересно», - добавил Марат Гельман.

«Народный собор» призвал бойкотировать компании, поддержавшие выставку ICONS >>

Фоторепортаж с выставки вы можете посмотреть здесь.

Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах