В самом сердце Петербурга открылся необычный музей, главными экспонатами которого являются не предметы искусства, а… ощущения. Под действием определенных звуков, запахов, объектов и видеоинсталляций в разных помещениях музея человек должен испытать целый калейдоскоп эмоций – от отвращения и страха до радости и даже влюбленности.
«Эмоциональная грамотность очень важна в современном мире, - подчеркивает создатель музея, художник Алексей Сергиенко. – Эмоциональные люди более успешны, чем другие, более творческие, они довольны жизнью. Люди должны испытывать разные чувства и эмоции, ведь в этом и состоит счастье!».
Счастье из эмоций
Идея создания Музея эмоций появилась у петербургского художника Алексея Сергиенко еще пять лет назад. Именно тогда Алексей стал задумываться об извечных философских вопросах – о счастье и быстротечности времени.
«С возрастом время летит очень быстро, - говорит художник. – Не то что неделя, год проходит незаметно. В детстве было по-другому: времени было очень много, и оно никуда не спешило. Я решил, что это связано с количеством эмоций, которые испытываешь от разных действий. Ребенку все интересно, все новое, а взрослый человек переживает гораздо меньше ощущений. Я считаю, что мерить жизнь надо не годами, а эмоциями, которыми ты получаешь в жизни. Мне стало понято, что счастье – это набор эмоций, испытываемых человеком. Вот я и решил добавить в свою жизнь и жизнь других людей больше чувств и ощущений и открыть Музей эмоций».
По словам Сергиенко, самой сложной задачей было выработать общее понимание будущей концепции музея. Для этого Алексей проштудировал десятки книг по психологии, общался со специалистами в этой области и пытался понять, от чего он сам испытывает те или иные чувства. Опираться на чей-то опыт было невозможно: Алексей был первопроходцем, и его Музей эмоций стал первым не только в России, но и во всем мире. В помещении, которое художник выбрал для музея, поместилось семь разных эмоций, соответствующих количеству комнат: гнев, удивление, отвращение, влюбленность, страх, радость и вдохновение.
Когда экспонаты – ощущения
Чтобы вызвать нужные чувства у посетителей, Алексею и его помощникам пришлось немало потрудиться. Так, в комнате гнева по телевизору транслируется бокс, на стенах висят продырявленные мишени и закиданный ножами силуэт человека. Чтобы выместить свой гнев, каждый посетитель может изо всех сил закричать в специальный сконструированный автором музея крикоулавливатель – устройство, избавляющее от негатива и измеряющее громкость крика. Например, корреспондентSPB.AIF.RU кричит с громкостью в 128 децибел, что соответствует громкости отбойного молотка, но немного недотягивает до звука запуска ракеты.
В комнате удивления посетители попадают в перевернутый мир и утопают в мягком полу, в наполненной ультрафиолетом комнате вдохновения – рисуют светящимися в темноте мелками, а в розовой комнате влюбленности чувствуют витающий в воздухе запах феромонов и гуляют среди сердец.
Здесь показана обратная сторона любви: в небольшом помещении воссоздана копия камеры художника-людоеда, который от переизбытка чувств съел своего возлюбленного и попал в сумасшедший дом. Одну из самых сильных эмоций посетители испытывают в комнате отвращения, в которой полно разной живности – от личинок и мух до мадагаскарских тараканов. Главный житель комнаты – настоящая летучая собака Мэри-Джейн, которую назвали в честь девушки Бэтмена. Пока что Мэри-Джейн совсем крошка, но, когда она подрастет, длина размаха ее крыльев будет достигать полутора метров. В соседнем стеллаже гниет голова лошади, а два телевизора транслируют кадры хирургических операций.
В комнате радости каждый может примерить королевскую корону, посидеть на троне и полюбоваться на себя в кривые зеркала. Самое популярное зеркало среди девушек – то, которое стройнит. И лишь последний зал, комната страха, далась Алексею с трудом.
«Я долго думал, чем заполнить комнату, - признается художник. – Лично меня никогда не пугали пауки, скелеты или зомби». В результате Сергиенко решил установить в комнате электрический стул, могильный крест с зеркалом вместо фотографии и настоящий гроб, который он сделал под заказ в похоронном бюро. Лечь в него рискует не каждый, но сам Алексей попробовал это сделать и, как говорит сам автор музея, полученных эмоций ему хватило на два дня.
«Положила ребенка в гроб и начала рыдать»
Художник остался доволен проделанной работой: ему очень нравится наблюдать за тем, как люди ведут себя в разных залах музея. «Я видел, как в комнате радости люди кривлялись в зеркалах, бегали и кидались подушками, - вспоминает Алексей. – Это было здорово. Один раз мужчина сел на электрический стул и стал изображать, что его бьет током и головой разбил нам картинку на стене, но, к счастью, сам не пострадал. А женщина положила своего ребенка в гроб, потом открыла и начала рыдать. Мы ее успокаивали».
Несмотря на то, что наравне с радостью, удивлением и влюбленностью в музее можно испытать и довольно негативные эмоции, Алексей Сергиенко уверен, что Музей эмоций отлично подходит для посещения всей семьей и даже детьми.
«85% успешности в жизни зависит от эмоциональной грамотности, а музей дает такую грамотность, - объясняет художник. – Я заметил, что в течение двух недель со дня открытия музея произношу слово «счастье» под сто раз в день, а ведь мы именно то, что мы говорим, из мыслей складывается жизнь. Музей дает эмоции, а, следовательно, и само счастье».