Санкт-Петербург, 9 июня – «АиФ-Петербург». 12 июня на Малой сцене театра им. В. Комиссаржевской будет показан его новый спектакль «Ночь Гельвера». А 20 июня - кстати, в день рождения режиссёра, в «Балтдоме» состоится премьера ещё одной работы - комедии «Тестостерон».
Чёрная сила
АиФ-Петербург: - Спектакль «Ночь Гельвера» отсылает к 1930-м годам, времени всплеска национализма, нетерпимости к любой «инакости». Вам хотелось высказаться по проблемам, актуальным и сегодня?
- В спектакле есть активный публицистический, политический и социальный заряд, но это не главное. Главное - герои, странная пара, связанная какой-то корявой любовью. Всё приходит к пределу в их отношениях, и он сочетается с беспределом, который начинается за окнами...
Всегда в любой стране таится чёрная сила, которая с лёгкостью влияет на обывательские умы. Кто-то этой силой умело управляет, и она может ворваться в любой дом. Есть двигатель всех этих кошмаров, он называется идеей. Идеей, которой начинает заниматься государство. В Германии всё началось с идеи возрождения нации, потом уже Гитлер заговорил о мировом господстве. И в России мы всё время ищем идею, а какая может быть идея, кроме той, чтобы заниматься человеком, его воспитанием и образованием?
Когда это не получается, мы начинам искать виноватых в лице самобытных художников или гениального Набокова. Находить крайних очень удобно.
Люблю пряник! Актёр Кирилл Жандаров о театре, сериалах и трюках >>
АиФ-Петербург: - Человек в нашей стране никогда не ценился, вот идея - да!
- Всё направлено на поддержку статуса государства, отсюда - необходимость проводить Олимпийские игры, чемпионаты мира… При этом в деревнях нет работы, старики живут в нищете, люди спиваются.
Цинизм - выгоден?
АиФ-Петербург: - Театральная жизнь Петербурга долго считалась консервативной, но постепенно на сцену проникла так называемая «новая драма». Как вы к ней относитесь?
- Я примерно понимаю, что значит «новая», но думаю, что драма такой остаётся всегда, неважно, когда она написана, хоть в античности. Сегодня есть несколько авторов, которые занимаются не обслуживанием времени, не провокационным театром, а пропускают современность через себя и трансформируют художественным образом.
АиФ-Петербург: - Критики, которые долгие годы работали на уничтожение российского театра, стали более вдумчивыми?
- Да, есть критики, дающие добрые советы, с которыми можно вступать в диалог. Раньше это было невозможно. Но вообще у нас в стране не принято ни о чём отзываться позитивно. Быть циничным, высокомерным гораздо легче и выгоднее, чем уязвимым, открытым, добрым.
«Не надо со мной торговаться!» Виктор Сухоруков о кино, театре и оппозиции >>
АиФ-Петербург: - Вы - актёр, но сейчас всё больше занимаетесь режиссурой. Причём в театрах разных городов страны и даже за рубежом...
- Мне в Петербурге скучновато, здесь всё предсказуемо. Поэтому люблю уезжать и возвращаться.
АиФ-Петербург: - В провинциальных театрах творческая жизнь интереснее, чем здесь?
- Везде по-разному. К примеру, в Новосибирске - три прекрасных театра, жизнь бурлит, публика ходит.
Более спокойное, тёплое ощущение от Омска. В Тюмени начинается серьёзное движение, там занимаются труппой, репертуаром, приглашают режиссуру. Местные власти театры поддерживают.
АиФ-Петербург: - А в Петербурге «Такой театр» поддерживают?
- Получаем гранты на постановки от Комитета по культуре. Только благодаря этому мы можем выпускать спектакли. А вот ежедневная жизнь сложна, поскольку сами зарабатываем на аренду залов, зарплаты артистам… Мы выживаем, но такие всплески радости, как премьеры, окупают всё.
Культурный коллапс. В Петербурге рушатся и горят здания известных театров >>