Миф об Удельной
- Андрей, какие необычные пространства задействованы?
Андрей Пронин: - Гипермаркет, завод, жилой микрорайон… Спектакль «Кентерберийские рассказы» по мотивам книги Джеффри Чосера сыграют в «Максидоме» на улице Тельмана, при этом работа магазина не останавливается. Руководство пошло нам навстречу, за что мы очень благодарны. Ещё один беспрецедентный случай - спектакль «В сторону белого КамАЗа» в жилом микрорайоне «Удельная». Пожалуй, никогда театр так близко не подбирался к человеческому жилью. Мы охватим целый квартал. Это спектакль-путешествие по пятикилометровому маршруту. Но вовсе не все зрители обязаны его преодолеть, есть возможность уйти раньше. Сама история, которая легла в основу спектакля, написана Всеволодом Лисовским: он беседовал со старожилами Удельной, собирал местные байки, анекдоты, на основе которых создал некий миф об этом районе.
Театр «АХЕ» сыграет уже ставший легендой спектакль «Мокрая свадьба» на причале Речного вокзала. Частично действие будет происходить в воде, частично - на причале.
Ещё один спектакль, «Потеря равновесия», покажем на Заводе слоистых пластиков. Это режимное предприятие, и его атмосфера совпадает с содержанием спектакля, он - об офицере флота, который живёт в рамках строгой дисциплины и регламентации.
Ну и в библиотеке Кировского района Павел Михайлов сыграет моноспектакль по стихам Иосифа Бродского.
Мистика в магазине
- В традиционном театре спектаклю предшествуют долгие репетиции. А в вашем случае?
- В Удельном парке мы уже полгода ходим по маршруту, изучили, где какой цветочек растёт. В «Максидоме» артисты четыре месяца «репетируют», провели серию тестовых показов для сотрудников.
- Какие артисты участвуют в проекте?
- В основном из негосударственных театров, а также студенты режиссёрского курса Вениамина Фильштинского. В «Кентерберийских рассказах» заняты 15 актёров и столько же зрителей. Так что один актёр играет для одного зрителя.
- Насколько я понимаю, декораций не надо?
- Ну, в гипермаркете в качестве декораций - сами товары. Зрителей ждёт паломничество через зал, чрез бренный материальный мир к духовным высотам. В финале все 30 человек окажутся в тёмной комнате, и там происходит мистериальный финал. А в «КамАЗе» у художников работы много. Спектакль делают Александра Ловянникова, ученица известного театрального мастера Дмитрия Крымова, и Алексей Лобанов, который работал на новой сцене Александринки, в МХАТе.
- Смысл фестиваля - дать простор творцам? Или привлечь петербуржцев к театру?
- Мы считаем одной из главных задач - развитие театральной культуры на окраинах, где её недостаточно. У нас ведь «предприятия культуры» сконцентрированы в центре, и для многих людей - по разным причинам - они малодоступны. Ну а в нестандартной обстановке, близкой к развлечению и игре, проще соприкоснуться с театром. Потом, может, люди придут и в БДТ.
- Но сама идея театра в нетрадиционных пространствах родилась на Западе?
- На мой взгляд, в России, потому что у Чехова в «Чайке» сцену для спектакля Треплева сооружают на озере, и оно становится декорацией. Многое делалось в России в двадцатые годы во времена театрального авангарда. Но считается, что сайт-специфический театр - так он называется - возник в США в 1969 году, когда режиссёр Ричард Шехнер поставил спектакль на заводе.
Сейчас в Москве, в Казани делаются попытки возрождения и развития отечественного сайт-специфического театра. Но вот фестиваля до сих пор не было.
Смотрите также:
- Андрей Лобанов: «Суббота» – это театр, пришедший с улицы →
- Золото и серебро питерских режиссеров →
- Жизнь - жестокая сказка? →