Хоть бы кто украл!
- Картину я делал на деньги спонсоров, которые нужно отдавать, - рассказывает Юрий Борисович. - Надеялся собрать их прокатом и продажей дисков, но мои права на картину были украдены пиратами. В магазинах продаются нелицензионные диски, причем на них даже сообщается, что в апреле картина была лидером продаж! Ленту можно скачать в Интернете. В результате все наши западные партнеры отказались вести переговоры о приобретении фильма: ведь мы не можем передать им исключительных прав на произведение, поскольку оно уже разворовано. Я в очень трудном положении.
- Что же вы намерены делать?
- Обратился в Отдел борьбы с экономическими преступлениями, и даже написал письмо Владимиру Путину, ведь в декабре прошлого года он стал председателем совета по кинематографии. Я предложил найти изготовителей и заказчиков контрафактных дисков. Посмотрим, сможет ли государство справиться с этой задачей. Кстати, один американский продюсер воскликнул в ответ на мои жалобы: «Господи, хоть бы у меня кто-нибудь украл фильм! Я бы разбогател, а того бы засудил». Такие вот у них законы. И они исполняются!
- Вам пришлось искать спонсоров, потому что государство денег на съемки не дало?
- Я - социальный сатирик, который начал успешно продвигаться только в перестройку, она-то меня и вынесла, а потом меня остановили... На мой взгляд, в стране произошла реставрация чиновничества, и социальный сатирик стал им опасен, как в свое время не нужен был Салтыков-Щедрин. Я пытался разбередить людей, чтобы они стали думать, как переделать общество, чтобы нашу с вами жизнь не определяли разожравшиеся чиновники, глупые идеологи и легализовавшиеся уголовники.
«Обезьяны» - это совесть
- Вы хлестко показываете российское общество и в последней ленте. Она оказалась понятна в Англии и Америке?
- Картина прошла блестяще. В Нью-Йорке огромное количество людей, не только наших бывших соотечественников, но и американцев, говорили, что хоть фильм посвящен русским проблемам, они международны, потому что главная из них - бездуховность. Было так радостно, что меня поняли. Кстати, в Лондоне даже предложили дублировать картину на английский, а в Нью-Йорке мы обсуждали несколько совместных проектов. Вот в России мои идеи отклика не находят - у меня есть замечательный сюжет «Окно в Париж-2», не повторяющий прежний. Обращаюсь с этим проектом к официальным лицам, но никто даже не отвечает.
- Ваше первое «Окно» было во французском прокате. Но, видно, ни отечественный, ни зарубежный успех и прокат денег вам не принесли. Потом вы не снимали десять лет и на «Обезьян» собирали с миру по нитке.
- «Окно в Париж» было снято во времена государственной поддержки, денег с проката режиссеру не полагалось. А во Франции и вовсе воспользовались тем, что Россия была вне действия законов об авторском праве. Они много заработали, мы - ничего.
- Значит, если какие-то проекты сейчас вырисовываются, то только за границей?
- Да, но я хотел бы работать дома. Я русский человек и меня волнуют проблемы российского общества, которые знаю и чувствую. Я социальный сатирик и поэтому - патриот, хотя не кричу об этом как некоторые депутаты. Люблю нашу природу и ненавижу охотников. Люблю русский язык и не выношу хамства. Испытываю сострадание и все реже нахожу его в своих соотечественниках. Однако если одни не дают тебе работать, другие обворовывают, а третьи безразлично наблюдают за этим, то поневоле начинаешь думать об «окне в Париж» в философском смысле.
- Если снимать пока не получается, может быть - преподавать? Вас ведь зовут?
- Чтобы учить, я должен сам себе ответить на вопрос - кого и для чего? Впрочем, я задумываюсь о будущем поколении. Сейчас меня пригласили в жюри студенческих фильмов. Надеюсь, что увижу интересные работы. Да и сам я решил руки не опускать - побороться и посмотреть: возможно ли победить в этой «пиратской» истории?
- Раскройте все-таки секрет названия вашего фильма «Не думай про белых обезьян». Что это за обезьяны такие?
- Можно сказать, что «обезьяны» - это совесть. Ну, и сами решайте, думать об «обезьянах» или нет.
Смотрите также:
- Режиссер Юрий Грымов: «Сегодня в кино ходят слаборазвитые люди» →
- Виталий Мельников: "Кино - это наворот нелепостей" →
- «Молчание Лорны»: Молчание-паспорт! →