Героическая попытка
АиФ-Петербург: - Игорь Георгиевич, помнится, в одном из давних интервью вы сказали, что вам «жалко детей». Не удивлюсь, если это чувство только усилилось. Каждое время даёт новые поводы?
- Жалко детей, потому что они бесправны. Всегда. Бесправны в силу возраста, зависимости от родителей, школы, обстоятельств, окружения… Да от всего!
Теперь - ещё «жальче», потому что приоритеты изменились, «сатана там правит бал». Сами родители - и те в растерянности: куда идти, за кем, кому и во что верить? Каковы идеалы и есть ли они? И за детей просто страшно. Ну, воспитаешь его утончённым, интеллигентным, независимым, а жизнь - как «мордой об тэйбл» стукнет! Раз, другой… Как не сломаться? Увы, а в обществе провозглашается культ денег, а воздухе - запах страсти к купюрам. Логика примитивная: «Если ты такой умный, почему тогда такой бедный»?
АиФ-Петербург: - А что же в таком случае театр - работает впустую?
- Не впустую, но многое ли он может? Сколько народу в театр ходит? Ведь это капля в море. Наша работа - попытка пальцем заткнуть дыру в плотине. Героическая и достойная. Но театр - не универсальный инструмент.
АиФ-Петербург: - Однако школа, люди от образования пытаются приучить детей к прекрасному: устраивают экскурсии в музеи, массовые культпоходы и так далее...
- Школьные походы стали… страшнее. Если зал заполняют дети без взрослых, без родителей, то такой зал - каким бы ни был спектакль, как бы ни играли артисты - не переборешь. Дети пришли в основном развлекаться и веселиться, артисты работают впустую, а сами «юные зрители» тут же забывают, в каком театре были, что смотрели, кто играл… Может, только одному-другому что-то западёт в душу. Мы раздражаемся на зал, но тут же возникает мысль: это всё равно, как собаке злиться на палку, а не на хозяина, который бьёт. Дети не виноваты, их такими формирует действительность.
В советское время, когда театром руководил Зиновий Яковлевич Корогодский, велась активная работа по формированию зала: артисты выезжали на встречи со зрителями в школы и институты, при ТЮЗе работало детское «Делегатское собрание», в которое входили самые активные ребята. И педагогическая часть в театре была чуть ли не главным подразделением. Корогодский никогда не относился к зрителям, как к «детишкам», а - как к понимающим взрослым людям. Он делал на них ставку, как на будущее.
Сейчас работа со зрителями минимальна. Ведь мы находимся в другой социальной, финансовой ситуации. Для театра главная задача - продать билеты, заработать деньги. А уже второе - воспитывать.
Тяжёлое счастье
АиФ-Петербург: - Какой зал даёт вам ощущение, что работаете не впустую?
- Когда дети приходят с родителями. Это и для семьи важно: спектакль становится поводом для серьёзного разговора между взрослыми и ребёнком, что и есть воспитание. И для спектакля хорошо, потому что зрители слушают, актёры играют с удовольствием, и театр выполняет свою функцию. Разительный контраст представляет тот же спектакль, если зал - сплошь культпоходы. После одного выступления удоволь-
ствие получаешь, после другого уходишь измочаленный, раздражённый. Работать впустую-то не хочется.
АиФ-Петербург: - Чем же вы себя успокаиваете? Размышлениями о том, что нужно «нести свой крест и верить»?
- Лично я - да. Может, кто посильнее, моложе, с активной гражданской позицией, тот иначе реагирует.
АиФ-Петербург: - Например, уходит из детского театра? А почему вы не ушли, хотя бы тогда, когда уволили Зиновия Корогодского и кончился «золотой век ТЮЗа»?
- Сложный вопрос. Кто-то покинул театр: раз нет такого тяжёлого счастья, но всё-таки - счастья! - так что - оставаться? Меня вот что тормозило: что же будет с домом, потому что я считал ТЮЗ своим домом. На разруху его бросить?! Громко звучит, но я посчитал необходимым передавать то, что было набрано при Корогодском. Своим примером, отношением к делу. Мне кажется, что-то значу для молодых артистов.
АиФ-Петербург: - А новые поколения не кажутся вам чуждыми?
- Так происходит, что люди не нашей крови не задерживаются в театре. А те, кто втягиваются, понимают, осознают важность того, чем мы занимаемся, те остаются и растут.
Пионеры и животные
АиФ-Петербург: - А можно научиться играть лучше?
- Талант - это алмаз, можно его превратить в бриллиант. Работа, опыт, хороший руководитель, репертуар, и, глядишь… Прямо на моих глазах сколько молодых становились мастерами! Бывало, думаешь - нет, не то. А потом - раз роль, два, три и уже - получается. Такое удовольствие доставляет смотреть на них. Гордишься, что ты тоже руку приложил, потому что в нашей профессии важно впечатление, это основа роста. И я, будучи на сцене, очень люблю видеть, как кто-то из молодых артистов наблюдает из-за кулис, набирается опыта. Это и тебя дисциплинирует, заставляет не халтурить, хотя я - не халтурю, не могу.
АиФ-Петербург: - Даже когда в юности играли «пионеров» и животных?
- У Зиновия Яковлевича не было ни одного спектакля, где был бы просто «пионер», это всегда были люди. И какая разница, сколько герою лет? Даже когда животных играешь, на самом деле - человека. С Тараторкиным в «Сказке о попе и работнике его Балде» мы играли коня, я был передними ногами, а он - задними. Я и собаку играл, и пингвина, а не так давно - попугая, противного такого.
АиФ-Петербург: - Чувствую, что хоть вас и величают «корифеем», остаётесь ребёнком?
- В детском театре нельзя быть слишком взрослым.
АиФ-Петербург: - Когда-то в городе была целая когорта выдающихся режиссёров. Сейчас не то время, или Бог не даёт?
- Думаю, что время формирует человека. И время же даёт ему возможность притягивать к себе близких по духу людей. Образуется команда, в которой люди работают не для того, чтобы себя показать, а за идею. Можно набрать звёзд, а хорошего театра не получится, хотя люди будут ходить, потому что - «ой, того я видела по телевизору, про этого читала»…
А искусства с большой буквы всё равно может не быть, потому что - о себе думают, а не о деле. Главное - помнить: успех общего дела важнее, чем личный.
Смотрите также:
- Театр «На Литейном»: «Сегодня зритель подустал от агрессивного театра» →
- Зиновий Корогодский: "Свобода - это шанс на превосходство" →
- Явор Гырдев нашёл «Приют» →