- Если раньше меня раздражало, когда акцентировали внимание на моей фамилии, то сейчас, наоборот, - горжусь, что я двенадцатая актриса в нашем роду и имею счастье быть дочерью своего отца, - говорит Елизавета Боярская, одна из самых ярких молодых актрис своего поколения.
Этот театральный сезон стал чрезвычайно успешным для Боярской. Спектакль «Коварство и любовь» в постановке Льва Додина с её участием получил «Золотую маску», а саму актрису номинировали на «Лучшую женскую роль». Недавно Елизавете вручили премию театральной Москвы «Хрустальная Турандот» за работу в спектакле «Леди Макбет нашего уезда» столичного ТЮЗа.
Холодные и искушённые
- Награды и успехи - это ведь тоже испытания. С одной стороны - соблазн «зазвездиться», с другой - с лауреата и спрос больше…
- Для меня эти успехи - сиюминутны. Вот вручили «Хрустальную Турандот» и я была счастлива, а на следующий день об этом забыла. Надо идти дальше. Награда - всего лишь бонус, значит, не зря работаешь, это увидено и услышано. Никогда не ставила цель что-то кому-то доказать. Искренне люблю профессию, поэтому мне интересно изнутри её грызть и познавать. А высказывания критиков и зрителей могут далеко не всегда совпадать с тем, что вложил в спектакль режиссёр или артист. Бывает, рвёшь душу, выкладываешься до последней капли, а кроме тебя твоих стараний никто не замечает.
- Но москвичи вас оценили?
- Когда-то мне казалось, что в Москве публика сложнее, чем в Петербурге. А сейчас убеждаюсь, что у нас - более тяжёлая, может быть - более знающая и искушённая. Петербуржцы - сдержанные, холодноватые, я, собственно, такая же. Ничего плохого в этом не вижу, тем более, что со своими близкими человек может быть весёлым, открытым, совсем не таким, как его видят со стороны.
- В нашей стране успешные люди особенно остро ощущают такую черту национального характера, как зависть. Вам она жизнь отравляет?
- Никогда не обращала на зависть внимания, но стараюсь вести себя так, чтобы её не возбуждать. Это совет, важный для всех: никогда не хвастаться своими успехами, детьми, достатком, здоровьем. Потому что у кого-то этого нет. Лучше даже себя чуть принижать. Никто никогда не порадуется твоим успехам, только самые близкие.
И ещё я научилась с первых же секунд знакомства понимать: по пути ли нам с этим человеком, искреннен ли он со мной или это исключительно корыстные соображения. Дружба для чего-то и за что-то.
- Но вы ведь преодолели комплекс «дочки Боярского»?
- У меня было такое огромное желание этот стереотип сбить, стать индивидуальностью, самостоятельной творческой личностью, что тратила силы с лихвой. С первого курса взяла быка за рога и рванула вперёд. И если раньше меня раздражало, когда акцентировали внимание на моей фамилии, то сейчас, наоборот, - горжусь, что я двенадцатая актриса в нашем роду, имею счастье быть дочерью своего отца и продолжением семьи, в которой с начала прошлого века были артисты.
Никого не отфутболю
- Сейчас всё больше артистов занимаются благотворительностью. Вы тоже не остались в стороне: сами напросились, или позвали?
- Меня позвали в попечительский совет «Центра здоровой молодёжи», центр реабилитации наркозависимых. Поначалу отнеслась с осторожностью, сработал стереотип: к наркоманам идти не хотелось. Но общаясь с этими людьми, испытала замечательные ощущения. Люди, которые борются за жизнь, совершенно по-другому мыслят, ощущают мир, они очень искренни. Ребята побеждают болезнь, поэтому у них много надежды, любви, света. Рядом с ними начинаешь больше ценить свою жизнь, здоровье. Ко мне обращаются из разных фондов - всегда стараюсь помочь.
Благотворительность развивается помимо государства. И эта человеческая инициатива даёт надежду. У нас много хороших людей, добрых, честных, открытых, бескорыстных, я с уважением и пиететом к ним отношусь. Стране есть чем гордиться, даже не касаясь литературы, музыки, науки, - это могло бы называться патриотизмом. Но слово так опошлили, что к этим прекрасным людям мало имеет отношения. Они просто живут, любят, помогают, стараюсь на них равняться.
- Артист может высказаться ролью в спектакле?
- Дело не в отдельной роли, а в спектакле. Вот мы много лет играем «Жизнь и судьбу» Василия Гроссмана. Раньше это была история из прошлого, ушедшего времени: там про войну, даже Украину, про людей, которых заставляют идти против совести. Играя сейчас, понимаем, что многое - про сегодняшний день.
- Профессия помогает вам лучше разбираться в людях?
- Я принимаю в свой круг только тех людей, которые мне интересны, с общей энергетикой. Конечно, никогда никого не отфутболю, но не буду пытаться быть с чуждыми мне людьми более любезной, чем надо. Раньше мне казалось, что я могу и буду дружить со всеми. Теперь считаю, что мне нужно сохранить энергию для семьи и профессии. Повезло, что попала в театр Льва Додина с таким серьёзным отношением и пониманием искусства.
«Ты же Ленин»
- А правда, что, начиная работу над спектаклем, Додин даёт артистам список литературы, который насчитывает до двухсот книг?
- Ну, двести - это перебор, но, конечно, мы пытаемся максимально внедриться в материал, в том числе и с помощью вспомогательной литературы. Буквально на первом курсе перед началом репетиций спектакля по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» нам было рекомендовано прочесть за лето Шолохова, Гинзбург, Платонова, Солженицына… К стыду своему, многие из нас, особенно самые молодые, и фамилий-то таких никогда не слышали, да и за всю свою жизнь книжек столько не прочли. Но с нас быстро сбили спесь, начали читать, как миленькие, и читаем по сей день, так как бесконечно находимся в процессе поиска и создания новых спекталей.
- О вас идёт молва, как о человеке чрезвычайно дисциплинированном…
- В жизни я очень организованная, никогда ничего не забываю. Когда коллегам нужно что-то запомнить, они говорят: «Лизке скажи, она не забудет». Я никуда ничего не записываю, я запоминаю. Но у меня было одно большое недоразумение. После премьеры «Леди Макбет нашего уезда» в Москве я была порядочно измотана, так что потеряла бдительность, и вот пакую чемоданы, чтобы на следующий день уехать в Питер и вдруг мне звонят из театра: «Лиза, а ты где?» - «В Москве». - «А ничего, что у тебя через 40 минут «Три сестры»? И тут у меня чуть не случился удар: я перепутала числа, неправильно взяла билеты. Но, слава Богу, спектакль я играю в очередь с другой актрисой. Каким-то чудом она оказалась неподалёку от театра и успела меня заменить. В театре меня никто даже не ругал… «А почему же вы так поздно спохватились, если понимали, что меня нет в театре?» - «Но ты же - Ленин, ты не можешь не прийти».
- Как-то вы высказали важную мысль: нужно запоминать моменты счастья. Удаётся?
- Из детства сохраняются какие-то яркие вспышки, причём из самой обыденной жизни. Сейчас учусь ловить, фиксировать моменты счастья. Многие из них связаны с профессией и с родителями. Ну а ребёнок - Андрею два года и три месяца - это перманентное счастье. Никакой системы воспитания пока не выработала. Пытаюсь сына чувствовать и создавать спокойную атмосферу, никогда не повышаю голос.