У Ольги Таратыновой, директора ГМЗ «Царское Село», 14 сентября - юбилей.
Музей она возглавляет всего восемь лет, но за это время отреставрированы Агатовые комнаты и многие павильоны екатерининского парка, открыты музей первой мировой войны в ратной палате, белая башня.
«Датский» принцип
АиФ-Петербург, Елена Петрова: - Ольга Владиславовна, у меня впечатление, что ваш музей - самый активный из всех петербургских, уж очень много успеваете реставрировать. За счёт чего такие успехи?
Ольга Таратынова: - Я и сама недавно задумалась: почему всё время так тороплюсь? У меня настрой - ничего не откладывать «на завтра», каждую неделю контролировать, что сделано. Музей Первой мировой войны в Ратной палате мы сделали за четыре месяца - уложились в нереальный срок. Конечно, нам помогало министерство, и понятно, что делали «под дату» - к столетию начала войны.
И хотя «датский» принцип принято осуждать - мне кажется такими возможностями нужно пользоваться.
- Вам помогло и 300-летие Царского Села, но ведь потом настали кризисные времена?
- Нужно быть подготовленным к любой ситуации. К примеру, чтобы получить федеральное финансирование на какой-либо проект, надо иметь полностью подготовленную документацию. И вот в министерстве возникает ситуация, когда нужно быстро освоить деньги. Музеи раскачиваются, а мы тут как тут: «У нас всё есть!» Тогда нам говорят: «Деньги дадим, но нужно уложиться в год». Понимая, что это нереально, всё равно соглашаемся и, действительно, делаем проект за год. А иначе на него ушло бы
лет семь.
- Надеетесь на случай?
- Не совсем так, у нас ведь есть план, стратегические направления. Если говорить о реставрации, то сейчас пошли по пути отказа от воссоздания утраченных в Великую Отечественную войну интерьеров Екатерининского дворца. Решили направить деньги, ресурсы на Александровский парк. Вот Китайский театр - до сих пор без крыши, в руинированном состоянии. Стыдно, ведь после войны прошло уже 70 лет! И всё не было денег, не доходили руки - усилия направляли на Екатерининский дворец. Но если сейчас не обратимся к павильонам, то реставрировать будет уже нечего.
- Янтарную комнату открыли больше десяти лет назад, а интерес к ней всё растёт?
- Очень приятно иметь бренд, который знает весь мир. Когда за границей я представляю музей, то Екатерининский дворец знают не все. Но стоит сказать «Янтарная комната», тут же возникает интерес. Но есть у бренда и отрицательные стороны, некоторых туристов не интересует музей, они едут сюда, чтобы увидеть только Янтарную комнату.
Кстати, у нас - беспрецедентное количество посетителей в этом году. Думали, что будет спад, поскольку европейцев приезжает меньше, но стало больше туристов из России и особенно из Китая.
Потомки Романовых
- Откройте тайну, почему вашему музею, как никакому другому, постоянно дарят подарки?
- Действительно, что ни месяц, то подарок. Поток усилился после открытия Александровского дворца, который привлёк внимание Романовых, других потомков эмигрантов. Эти люди знакомы друг с другом и, видимо, рассказывают о том, что мы стараемся каждый дар сделать событием, о котором пишут, показывают в телевизионных репортажах. У нас со многими потомками постоянная связь, приглашаем в гости. Недавно собрание пополнилось фотокамерой Пьера Жильяра, учителя великих княжон. Этой камерой Жильяр делал снимки царской семьи.
- История отдаёт долги?
- Торжествует историческая справедливость, ведь наш музей очень пострадал в годы войны, мы лишились двух третей коллекций. Сами покупаем мемориальные вещи на аукционах, привлекаем благотворителей.
- Недавно было опубликовано исследование, согласно которому русские работают хуже всех в Европе. Но я уверена, что наши музейщики - лучшие не только в Европе, но и в мире. При этом получают совсем не «золотые горы»?
- В последние несколько лет у нас планомерно поднимали зарплаты. Сейчас средняя по дворцу - 42 тысячи рублей, деньги вполне приличные. Иначе мы не смогли бы иметь хороших специалистов, начиная от научных сотрудников, заканчивая кровельщиком. Если зимой на крышу дворца поставишь неквалифицированного человека с ломом, это обернётся миллионами на ремонт. Снежной зимой хороший кровельщик - едва ли не главный во дворце.
«Золотые» кусочки
- Я обратила внимание, что не только здесь, в Царском Селе, но и в Петергофе и в Павловске, музеи-заповедники возглавляют женщины. Это случайность?
- Думаю, да, но мне кажется, что во всём мире давно идёт тенденция увеличения числа женщин среди руководителей. Видимо, у мужчин логика такая: ну ладно, отдадим им культуру, ну а основные блоки, конечно, оставим за собой.
- А есть среди «директрис» соперничество?
- Я бы не сказала, ведь музеи такие разные, в каждом свои особенности. У нас хорошие отношения, нередко советуемся по концептуальным вопросам. Так, сейчас снимают охрану, эта ситуация тревожит всё музейное сообщество, пишем обращения и письма. Надеюсь, ошибочное решение отменят, ведь только милиция может принять адекватные меры по ликвидации чрезвычайной ситуации.
- Если говорить о чрезвычайных ситуациях, то насколько часто бывают акты вандализма?
- Бывают. Вот классический пример: на Золотых воротах висит целый класс, фотографируются, отламывают кусочки, а рядом стоит учительница. На замечание она возмущённо отвечает: «Что же, детям нельзя и сувенир на память привезти!» Но всё-таки посещение музея хоть чуть-чуть поднимает культурный уровень.
- Вы надеетесь?
- Надеюсь, потому что сейчас музеи даже соревнуются по созданию детских центров. А какие интереснейшие программы! У нас такой центр работает в Белой башне, приходит много детей. Это гарантия, что они не будут отламывать «золотые» кусочки, а станут полноценными участниками музейного сообщества.
Смотрите также:
- Пять миллионов человек посещают музеи Петергофа каждый год →
- Диктат толпы. Михаил Пиотровский о защите культуры силой →
- Иди в музей - посверли и забей! →